• 4 ноября праздник день единства. День народного единства: традиции и значение

    Этот праздник, который возродился в стране относительно недавно, до сих пор у некоторых людей вызывает недоумение, так как те не знают, по какому поводу торжество. Учредили его в честь освобождения Москвы от польской интервенции в XVII веке. Это официальный выходной день, пришедший на смену седьмому ноября, утратившему данный статус. Он являет собой символ народного единения и отмечается всеми гражданами РФ. Теперь он становится все популярнее, постепенно восстанавливая былую известность.

    История праздника

    Связана дата с далекими событиями XVII века, когда Москве досаждали польские интервенты. Одним из толчков к народному возмущению стало убийство поляками патриарха Гермогена, призывавшего дать отпор чужеземцам. В 1611 году старостой Кузьмой Мининым был сделан призыв к созданию ополчения. Главным воеводой стал новгородский князь Дмитрий Пожарский. Угроза тогда была серьезная – поляки настаивали на признании государя иноземного происхождения на русском престоле, заручившись поддержкой бояр. Но ополченцы, состоявшие из представителей всех сословий и народов, освободили страну, штурмом взяв Китай-город и продемонстрировав образец единения народа.

    В 1649 году государь Алексей Михайлович назначил 4 ноября Днем Казанской иконы Божией Матери, с которой освободители вошли в Москву. При СССР праздник отменили, посчитав религиозным. Возродился он лишь в 2004 году, когда потребовалось полностью убрать параллели с годовщиной Октябрьской социалистической революции, которая отмечалась 7 ноября. Потому этот праздник сложно назвать новым – впервые его отметили много лет назад. Причем главных героев тех помнили очень долго, еще Петр I тепло отзывался о Кузьме Минине, называя его «спасителем Отечества».

    В 1649 году указом царя Алексея Михайловича было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

    На рубеже 16-17 веков Россия переживала тяжелый период в своей истории, получивший потом название Смутное время. Смутное время - это период со дня смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый представитель из династии Романовых.


    После смерти наследника Ивана Грозного и последнего представителя рода Рюриковичей, Дмитрия Ивановича, началась борьба за трон. В 1604 году в Россию вторглись польские войска Лжедмитрия I, выдававшего себя за спасшегося царевича Дмитрия Ивановича, однако через год он был убит в ходе заговора. На царство был коронован князь Василий Шуйский. Но уже в 1610 году власть в Москве снова меняется и переходит к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским. Его целью было посадить на российский престол католического королевича Владислава. Москва оказалось оккупирована польскими захватчиками.


    В 1611 году патриарх Гермоген попробовал создать первое ополчение и призвал русский народ встать на защиту православия, изгнать польских интервентов из Москвы. Это ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Однако, по ложному обвинению Ляпунов был убит казаками, которые входили в ополчение. Между последними и дворянами начались распри и ополчение распалось.



    В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде было создано второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года Нижегородское земское ополчение сумело взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.


    Эта победа послужила мощным толчком для возрождения российского государства. После изгнания поляков из Москвы, в ноябре 1612 года, руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем молодого Михаила Романова - первого русского царя из династии Романовых.


    Позже, по указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, 4 ноября был провозглашен днем благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков в 1612 году. В церковный же календарь этот день вошел как День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Эта дата стала православно-государственным праздником Московской Руси и отмечалась вплоть до 1917 года.

    День народного единства в современной России

    Долгое время в самом начале ноября наша страна отмечала годовщину Октябрьской революции. После распада СССР на смену этому празднику пришел День согласия и примирения.


    Идея возродить в памяти людей празднование окончания Смутного времени и образа Казанской Богоматери, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. После внесения поправок в Трудовой кодекс Государственная Дума постановила, что 4 ноября будет признано Днем народного единства.


    С 2005 года вся Россия отмечает 4 ноября День народного единства, этот день является официальным выходным и выпадает на школьников. Традиционно в этот день в Кремле президент РФ вручает государственные награды выдающимся деятелям науки и искусства, а также иностранным гражданам за большой вклад в укреплении дружбы и развитии культурных связей с Россией. В российских городах проходят митинги, шествия и демонстрации.

    22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день (27 октября) гарнизон сдался. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

    В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

    Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

    История установления праздника

    Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

    Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года.

    Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

    29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

    4 октября эту же инициативу публично поддержал первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» Валерий Богомолов. В интервью РИА «Новости» он заявил, что «в 1612 году Россия освободилась от польских захватчиков, закончились „времена смуты“».

    28 октября 2004 года в Саратове на Театральной площади по инициативе Общественной палаты области и Молодёжного парламента области прошёл 8-тысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В выступлениях прозвучала поддержка инициативы установить празднование 4 ноября как Дня национального единства, что было внесено в Обращение участников митинга к Президенту Российской Федерации В. В. Путину.

    23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины Октябрьской революции и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября. Авторы законопроекта — Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР).

    В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

    «Мы полагаем, что день трагического разделения России — 7 ноября — не стал днём примирения и согласия», — говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события «привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие».

    На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

    27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

    Отношение к празднику

    Реакция прессы и СМИ на введение нового праздника была неоднозначной. Введения праздника трактовалось как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября. Однако одновременно с этим праздник характеризовали и как «сплотивший народы».

    Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос. 33% респондентов считали, что 4 ноября в России отмечается День согласия и примирения, 8% собирались праздновать День народного единства, а 5% — «День освобождения от польско-литовских интервентов». Тот же опрос показал, что большинство россиян (63%) отрицательно отнеслись к отмене 7 ноября.

    Еще интереснее результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30% опрошенных затруднились с ответом. 45% ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6% сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10% населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.

    1 ноября лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский заявил, что поддерживает отмену празднования 7 ноября, так как, по его словам, это являлось оправданием насильственного захвата власти, и поддержал празднование 4 ноября как «Дня национального единства». Он назвал этот праздник «днём гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты.

    В то же время, во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений, что вызывает отрицательное отношение либеральных СМИ и политиков.

    Леворадикальные политические течения критиковали «День народного единства» как праздник, пытающийся примирить бедных и богатых, угнетенных и угнетателей. Союз Революционных Социалистов выпустил листовку против этого праздника, в которой провозгласил лозунг «нет единству с буржуями».

    Многие россияне любят потратить дополнительные нерабочие дни на поездки и иной отдых. В ноябре у жителей нашей страны длинные выходные в три дня получатся благодаря государственному празднику – Дню народного единства. Это удивительно, но 2/3 нашей страны на самом деле не знают, что мы празднуем 4 ноября. Расставим все точки над "i" в нашей рубрике "Вопрос-ответ".

    Россия отмечает 4 ноября государственный праздник День народного единства. Утвержден он был в декабре 2004 года. Это решение принял президент России Владимир Путин. Глава государства внес изменения в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые новый праздник страна отметила 4 ноября 2005 года.

    Чему же он посвящен?

    Праздник День народного единства уходит корнями в далекий 1612 год. 4 ноября по новому стилю ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России, которое длилось с 1584 года.

    Началось оно после смерти царя Ивана IV Грозного. На престол взошел его наследник Федор Иоаннович, который был далек от государственных дел. В 1598 году он умер, а так как наследников не имел, царская династия Рюриковичей оборвалась. После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса.

    Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками. Россию лихорадило от повсеместных грабежей, разбоев, воровства, повального пьянства. Единое русское государство распалось. В 1610 году русские бояре во главе с князем Федором Мстиславским пустили в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

    Первое народное ополчение по освобождению столицы от поляков возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но это антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года нижегородский земский староста Кузьма Минин призвал народ создать народное ополчение. Начался всенародный сбор денег для осуществления задуманного. На пост главного воеводы был приглашен новгородский князь Дмитрий Пожарский. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. В этом же году на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – Михаил Федорович.

    Позже царь Алексей Михайлович в честь этого великого события установил праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

    Это абсолютно разные праздники. 7 и 8 ноября в СССР были нерабочими днями, люди отмечали День Октябрьской революции.

    В ночь с 25 на 26 октября (по старому стилю) 1917 года благодаря вооруженному восстанию большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

    Президент России Борис Ельцин в 1996 году подписал указ "О Дне согласия и примирения", при этом день так и остался нерабочим, но суть праздника кардинально изменилась. По задумке главы государства, он должен был стать днем отказа от противостояния, днем примирения и единения различных слоев российского общества.

    Как мы рассказывали выше, в 2004 году президент Путин своим указом утвердил новый праздник – День народного единства. Праздник 7 ноября был отменен.

    В 1584 г. почил правивший страной долгие годы Иван IV Грозный. До начала Смуты тогда оставалось ещё 14 лет, однако её предпосылки уже прослеживались. Фёдор I Иоаннович не мог самостоятельно управлять страной по состоянию здоровья, а царевич Дмитрий не мог занять место на царском престоле из-за малого возраста.

    В 1591 г. смерть настигла Дмитрия, а в 1598 г и его брата Фёдора. Правящая династия Рюриковичей пресеклась, и на главные роли уже официально вышли представители боярских родов.

    Несмотря на это, новый царь в итоге все же появился, им стал Борис Годунов, однако на долгие годы закрепиться ему и его роду не удалось. Неурожай, голод, тяжёлое экономическое положение государства настраивали народ против нового государя. Бояре, желавшие усилить свою власть, также стремились всячески помешать царю.

    В конце концов, появившиеся слухи о "случайно выжившем" царевиче Дмитрии пришлись по душе многим. Лжедмитрий I, поддерживаемый польским королем, во главе иностранного войска отправился на Москву. Но даже после смерти Бориса Годунова и устранения его сына - Фёдора, въехать в Кремль самозванцу всё же удалось.

    Однако эпоха Смуты на этом только начинала в полной мере входить в свои права. Череда переворотов привела к власти "семибоярщину", которая присягнула сыну польского короля - Владиславу, восьмитысячное войско которого обосновалось в 1610 г. в Кремле и Китай-городе.

    Помимо поляков, засевших в Кремле, стране угрожали также шведы, которые частично обосновались на Новгородской земле.

    Страна была в бедственном положении. Русского царя (если не считать самозванцев) не было, элита в лице бояр страну предала, у народа оказать сопротивление полякам не получалось - весной 1611 г. первое ополчение потерпело неудачу. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал формировать второе народное ополчение, которое впоследствии возглавил князь Дмитрий Пожарский.

    Весной 1612 г. ополчение отправилось на Москву, однако и поляки не остались без поддержки - к ним на помощь отправился гетман Ходкевич. Лишь 4 ноября (22 октября) удалось взять Китай-город. Князь Пожарский вошёл туда, держа в руках Казанскую икону Божьей Матери. В 1613 г. Земский собор, состоявший из представителей различных земель и сословий Русского царства, избрал царём Михаила Романова. Это событие и стало формальным окончанием Смуты.

    В 1649 г. Царь Алексей Михайлович, сын Михаила Федоровича, распоряжается отмечать 22 октября День Казанской иконы Божьей Матери, приуроченный к освобождению Москвы и России от поляков. С широким размахом его не отмечали, однако с тех пор этот праздник постоянно фигурировал в церковном календаре. Отмечался он церковью и в советские годы, остался религиозным праздником и в наши дни.

    Красный день календаря

    С 1918 г. в начале ноября стал широко отмечаться другой праздник - День Великой Октябрьской социалистической революции. На протяжении более, чем 7 десятилетий этот масштабный всенародный праздник отмечался с размахом. Но с распадом Советского Союза от социалистических идеалов решено было отказаться, и праздник революции стал в современных условиях не совсем уместен. В 1996 г. Борис Ельцин подписал указ о переименовании праздника. С тех времён 7 ноября стали отмечать День согласия и примирения.

    Несмотря на отказ от идеалов социалистической революции, многим гражданам по старой памяти в начале ноября было непривычно без парадов, митингов, демонстраций. У многих было желание собраться, почувствовать себя единым народом, ощутить себя причастным к знаменательным историческим датам. Безликий День согласия и примирения слабо справлялся с такой задачей. К тому же день Октябрьской революции, после которого фактически началась Гражданская война, считать днём примирения и согласия как-то не совсем правильно.

    Хорошо забытый старый праздник

    В 2004 г. Межрелигиозный совет России предложил отмечать День народного единства, памятуя об освобождении страны от иноземных захватчиков во времена Смуты.

    Здесь можно найти также другой, скрытый подтекст. В 1990-х гг. у нас тоже было некоторое подобие Смуты. Роль интервентов прекрасно выполняли иностранные консультанты, во многом влиявшие на решение политиков, а вместо «семибоярщины» орудовала «семибанкирщина».

    Конечно, в XXI в. недостаточно взять условный Китай-город для полной победы. Некоторые деятели эпохи 1990-х до сих пор возглавляют серьёзные государственные корпорации, однако со "Смутой 1990-х" всё же покончено. Символизм исторических параллелей очень удачно лёг в основу праздника.

    Каков же основной смысл празднования? В годы СССР было каждому октябрёнку ясно, что отмечается 7 ноября. С Днём народного единства немного другая ситуация. Более 400 лет нас отделяют от тех событий. Вряд ли многие граждане знают свою родословную до начала XVII в., чтобы наверняка знать о причастности своих предков к той победе. Но суть скорее не в конкретных событиях.

    Большинство россиян могут считать себя причастными к истории России, каждый день мы творим её своими руками. В XVII в. наши предки объединились и не позволили превратить Россию в восточную часть Речи Посполитой. В начале XXI в. мы не дали встроить Россию на условиях вассала в глобальный мир Pax Americana.

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий, поддержавший идею празднования Дня народного единства, отметил : «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

    Действительно, этот праздник можно рассматривать как день единения народа. Практически каждый день мы исполняем какие-то роли - мы дети и родители, супруги, чьи-то родственники, начальники и подчинённые, представители всевозможных профессий. 4 ноября мы вспоминаем, что мы все представители русского (или, если кому угодно - российского) народа.

    После 1991 г., когда распался СССР, в Конституции появился запрет на государственную (обязательную) идеологию, а мы стали очень нуждаться в точках опоры для сохранения своей национальной идентичности. Эти точки опоры можно найти в исторических событиях, которые когда-то действительно объединяли народ.

    Разумеется, суть такого важного для страны праздника некоторые деятели пытаются подменить. Григорий Явлинский поспешил назвать праздник «Днём гражданского общества». Ничего плохого, конечно, в гражданском обществе нет, но, учитывая смысл, который вкладывают в это понятие либералы, особенно на фоне всевозможных майданов, где «гражданское общество» свергало законно избранную власть, употреблять этот термин в отношении Дня народного единства все же не совсем уместно.

    Русские националисты в День народного единства любят проводить «Русские марши». Однако придавать празднику узкоэтническую окраску не совсем правильно. В таком случае тоже подменяется идея народного единства. И когда более, чем 33 млн (сопоставимо с населением Канады) наших граждан остаются не у дел, о каком народном единстве можно говорить?

    Традиции и значение

    За недолгое время празднования успели сложиться определённые традиции. Глава государства в этот день возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому. Также 4 ноября обычно совершается торжественный приём по случаю Дня народного единства, на котором президент поздравляет всех россиян с праздником и вручает государственные награды за сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом.

    Во многих городах страны проходят Крестные ходы и «Русские марши». Марши проводят не только националисты, но и патриотические движения. В последние годы во многих городах стали проходить массовые шествия, митинги, концерты, различные флешмобы. В 2014 г. шествие в Москве собрало . Также ко Дню народного единства приурочены открытия различных памятников , связанных с историей России.

    День народного единства - это повод для всех граждан страны осознать и почувствовать себя единым народом. На митингах и шествиях это ощущается намного лучше, чем дома перед монитором. День народного единства - это очередной повод показать нашим недругам, что мы едины и действительно представляем собой силу.

    4 ноября - это день, когда после шествий и концертов можно дома вместо просмотра "развлекательного мусора" в виде заморских сериалов, почитать классику отечественной литературы: Толстого, Достоевского, Лермонтова, начать изучать труды по отечественной истории Карамзина, Татищева, Ломоносова.

    День народного единства - хороший повод почувствовать себя причастным к истории, культуре и победам нашей великой Родины.