• День толерантности в школе. Внеклассное мероприятие в начальной школе "День толерантности"

    «Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные». Материал для проведения дня толерантности в школе


    Толерантность – это качество личности человека. Оно проявляется тогда, когда взаимодействуют 2 или несколько человек, которые отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Считают толерантным того человека, который принимает другого таким, какой он есть.

    Дорогие друзья! Представляю вашему вниманию подборку материала для проведения дня толерантности в школе.
    Толерантность. Что это такое? -
    Если спросит кто-нибудь меня,
    Я отвечу: "Это все земное.
    То, на чем стоит Планета вся".
    Толерантность - это люди света
    Разных наций, веры и судьбы
    Открывают что-то, где-то,
    Радуются вместе. Нет нужды
    Опасаться, что тебя обидят
    Люди цвета, крови не твоей.
    Опасаться, что тебя унизят
    Люди на родной Земле твоей.
    Ведь Планета наша дорогая
    Любит всех нас: белых и цветных!
    Будем жить, друг друга уважая!
    Толерантность - слово для живых!

    Определения толерантности:

    1.Сотрудничество, дух партнёрства.
    2.Готовность мириться с чужим мнением.
    3.Уважение человеческого достоинства.
    4.Уважение прав других.
    5.Принятие другого таким, какой он есть.
    6.Способность поставить себя на место другого.
    7.Уважение прав быть иным.
    8.Признание многообразия.
    9.Признание равенства других.
    10 Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
    11.Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия

    Как нам стать толерантными?
    Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
    Принимать людей таковыми, каковы они есть.
    Уважать чувства и интересы других людей.
    Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.

    Викторина

    1.Как вы понимаете слово «Толерантность»?
    2.Подберите 5 наиболее подходящих глаголов к термину «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
    3.Как вы считаете, кто самый толерантный человек в нашем классе и почему?
    4.В честь чего 16 ноября стало Международным Днем толерантности?
    5.Расшифруйте аббревиатуру «ООН».
    6.Какой принцип толерантности, на ваш взгляд, является самым главным.
    7.Какой год является Международным годом толерантности?
    8.Назовите самое нетолерантное событие в истории России и в истории Мира.

    Пословицы и поговор ки:
    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    Друг познается в беде.
    Сам себя губит, кто других не любит.
    Всякий человек в деле познается.
    Где хотенье, там уменье.
    Артель дружбою крепка.
    Одна пчела меду не натаскает.
    Один в поле не воин.
    Один за всех и все за одного.
    Где лад, там и клад.
    В согласном стаде и волк не страшен.
    Согласье крепче каменных стен.
    Терпение и труд все перетрут.
    Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
    И готово, да бестолково.
    Языком говори, а рукам воли не давай.
    Терпение дает умение.
    Научись терпеть в малом, вытерпишь в большом.
    Не рой яму другому – сам упадешь.
    Высказывания великих люд ей:
    "Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)
    "Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
    "...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
    "Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)
    "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
    "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)
    "Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
    "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)
    "Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
    "Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)
    «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)
    Сказка "Улыб ка"
    - Ну разве можно быть такой капризной? - сказал гном, выглянув из-под кровати и сердито потирая лоб. Он услышал громкий плач Вилы и свалился с картины, за которой так сладко уснул. - И это каждое утро… Ты скоро станешь такой же, как я, - продолжал он, вытаскивая зеркальце, чтобы отыскать среди своих морщин шишку.
    - Уходи-и-и, не хочу тебя видеть, - плакала Вила, - ничего не хочу.
    - Подожди. А знаешь ли ты, что может сделать улыбка? - спросил гном.
    Девочка замотала головой.
    - Так улыбнись, и я тебе покажу.
    - Мне никак, я не умею, - ответила Вила и собралась снова заплакать.
    - Ну, я научу тебя, - рассмеялся гном и пустил солнечный зайчик ей прямо в глаза. Она зажмурилась и спрятала лицо в ладошках.
    - Раз, два, три… пора! - крикнул гном.
    Девочка опустила руки и улыбнулась. За окном послышались чьи-то шаги.
    Высокий хмурый старик, стуча палкой, проходил мимо. Он был очень занят своими делами и, случайно увидев Вилу, отвернулся.
    - Теперь беги за ним, - сказал гном, только надень мои башмаки, а то ты не успеешь за своей улыбкой.
    Вила хотела возразить, что ее ноги не поместятся в таких маленьких башмаках, но они уже сами очутились на ней, и она побежала за стариком. Он был недалеко и почему-то шел гораздо медленнее. Когда Вила поравнялась с ним, то увидела на его лице свою улыбку. Старик остановился около цветочницы и купил букетик ландышей. Теперь он совсем не спешил и даже перестал стучать палкой. Цветы пробудили в нем воспоминания, и он отправился на окраину города, где стоял покосившийся дом под черепичной крышей. Когда-то он был там счастлив.
    На балконе в кресле спала некрасивая девушка. Лицо ее казалось бледным и печальным. Ей снилось, что знакомый поэт навсегда прощается с ней… старик долго смотрел на девушку, а затем, встав на цыпочки, бросил цветы прямо ей на колени. Она не проснулась, но на губах ее вдруг появилась легкая улыбка.
    Старик пошел дальше, а Вила осталась. Молодой человек с толстой тетрадкой постучался в дом. Девушка открыла глаза и увидела ландыши. Улыбка сделала ее такой прекрасной, что, когда она отворила дверь, молодой человек не узнал ее.
    Это оказался поэт. Он всегда был занят своими стихами, считал себя непризнанным и к девушке приходил только затем, чтобы читать свои произведения.
    - Спасибо вам, - проговорила она, сжав его руку.
    - За что? - спросил поэт, не понимая ее, но девушка решила, что он притворяется.
    Она поставила ландыши в стакан и стала смотреть на молодого человека такими сияющими глазами, что он не мог читать стихи и тоже улыбнулся…
    - Вот это да! - подумала Вила, узнавая свою улыбку на лице важного министра.
    Министр торопился на встречу с послом из соседнего государства и чуть не налетел на поэта, который рассеянно шел посреди улицы и улыбался. Министр хотел рассердиться, но не смог и теперь продолжал путь совсем в другом настроении.
    На переговорах должен был решиться вопрос о войне, но благодаря улыбке Вилы дипломаты договорились и, заключив мир, расстались очень довольные.
    Садовник вышел на дорогу, по которой возвращался министр. Голубой флажок трепетал на карете.
    - Мир, - облегченно вздохнул садовник и улыбнулся.
    Он подошел к яблоне и погладил ее ветви. Белые бутоны потянулись к небу.
    - Еще немного солнца, и они распустились бы, - сказал садовник. Облака, нависшие над землей, раздвинулись, и веселые лучи заглянули в сад. Бутоны лопнули, и яблоня расцвела.
    - Ну, видела, что может сделать одна улыбка? - сказал гном, когда Вила вернулась.
    - Да, ответила девочка. - Теперь я всегда буду улыбаться.
    Гном захлопал в ладоши.
    (Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2001. - 310 с.)
    Стихотворение И.Токмаковой «Сказочка о счаст ье»
    На свете жил один король,
    Богатый и могучий.
    Всегда грустил он.
    И порой Бывал мрачнее тучи.
    Гулял он, спал, обедал,
    А счастья он не ведал.
    Но вечно хныкать и тужить
    Бедняге надоело.
    Вскричал король:
    "Нельзя так жить!" -
    И с трона спрыгнул смело.
    Да вмиг порущить свой удел
    Не в королевской власти.
    И вот король в карету сел
    И покатил за счастьем.
    Король в окошечко глядит,
    Карета бодро катится.
    Постой-ка, кто там на пути?
    Девчонка в драном платьице.
    -О, всемогущий мой король,
    Подать хоть грошик мне изволь.
    -Эй, попрошайка, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду. С
    казал король и укатил.
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчится наугад
    Бог весть в какую сторону.
    Вдруг на пути стоит солдат,
    Израненный, оборванный.
    -О, мой король,- вскричал солдат,-
    Тебя я видеть очень рад!
    Прошу, покорнейший: устрой
    Меня ты в услужение,
    Я за тебя стоял горой,
    Я, право, бился, как герой,
    Я выиграл сражение.
    А ну, служивый, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду!-
    Сказал король и укатил.
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчит во весь опор,
    Конь скачет, что есть духу.
    Вдруг на дорогу вышла с гор
    Сутулая старуха. -
    Прости, любезный мой король,
    Старуху одинокую.
    Мой дом – вон, видишь, за горой,
    С утра ушла далёко я.
    Ношу из леса я дрова –
    Тяжелая работа.
    Гляжу вокруг, едва жива:
    А вдруг поможет кто-то…
    -А ну, старуха, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду!-
    Сказал король и укатил.
    А в синем небе месяц стыл…
    Вот лето кончилось.
    Жара Сменяется ненастьем.
    Король торопит: -В путь пора,
    Еще немного – и ура!
    Свое настигну счастье!
    И все бы кончилось бедой –
    Сомнений в этом нету,
    Да старец с белой бородой
    Остановил карету.
    Перекрестившись, не спеша,
    Торжественно и строго Сказал:
    «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!
    Ты ищешь счастье для себя,
    Ты странствуешь по свету.
    Но только ближнего любя,
    Найдешь ты счастье это.
    Скорей послушайся меня:
    Обратно разверни коня,
    Дитя согрей и накорми,
    Солдата в сторожи найми,
    Все это сделай, но сперва
    Старушке ты поможешь:
    До дома довезешь дрова,
    Распилишь и уложишь…»
    Тут вышла полная луна
    И осветила путь она,
    Нелегкий путь, обратный путь,
    Путь к счастью, не куда-нибудь.
    Король поныне во дворце
    Всем людям помогает,
    И счастье на его лице,
    Как ясный день, сияет!


    Как это было в прошлом году
    16 ноября в школе прошли классные часы о толерантности. В 1-4 классах проведены беседы о дружбе и взаимопомощи. Они были разнообразными по форме проведения и тематике. Ребята показывали сценки, разбирали пословицы, анализировали рассказы и сделали вывод о том, что приятно, когда другим делаешь добро. В 4 классах ребята с интересом прослушали сказочку о счастье, после которой сделали вывод, что человек должен жить в мире с собой и с окружающими
    5-11 классы подготовили газеты и коллажи для информационного стенда «Толерантность – это…»:
    5-6кл. – «Толерантность – это возможность найти новых друзей»
    7-8 кл. – «Толерантность – это путь к миру»
    9кл. – «Толерантность начинается в семье»
    10-11кл.-«Толерантность начинается с меня»
    На переменах были проведены акции «Танцуем вместе!» и «Вместе весело поем под гитару!».
    После уроков был проведен мастер-класс «Дружба крепкая», на котором ребята изготовили с помощью ладошек ВЕСЕЛЫХ ДРУЗЕЙ и украсили этими работами школу.

    Роли студентов группы

    Проведение эпизода 9 (ведущая 6) Е.А.Алексеева

    Обеспечение технического оснащения:

    музыка к Эпизоду 2, видео 1, 2, 3,

    дерево к эпизоду 10 Е.Ю.Антонова

    Участие в театрализ. постановке В.В.Войнова

    Участие в театрализ. постановке (Терпение),

    раздача необходимых материалов

    учащимся во время проведения мероприятия,

    проведение эпизода 7 – ведущая 4 М.П.Ефросиньина

    Разработка буклета «Толерантность», заданий,

    подготовка материалов

    к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11 Ю.Н.Кольцова

    Разработка заданий и сценария,

    подготовка материалов

    к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11,

    ведущая 2 (в сценке – эпизод 2) Ю.В.Купцова

    Модератор мероприятия, участие в

    театрализованной постановке (Доброта) И.В.Кукушкина

    Участие в театрализ. постановке (Любовь) Е.М.Наянзина

    Разработка задания, сценария,

    фотограф, проведение эпизода 6 (ведущая 3) А.М.Полунина

    Обеспечение технического оснащения

    (закупка необходимых материалов),

    участие в театрализ. постановке (Красота) С.И.Саттарова

    Участие в театрализ. постановке (Волшебник) А.Н.Сычева

    Участие в театрализ. постановке (Удача),

    проведение эпизода 8 (ведущая 5) А.В.Филатова

    Ведущая 1 (ведущая всего мероприятия) И.А.Юрьева

    Участники мероприятия

    Учащиеся 6-ого и 9-ого классов МБУ школы № 23

    Место проведения

    МБУ № 23, ул. Ставропольская, 19, г. Тольятти

    Цели мероприятия

      познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

    Задачи

      дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

      способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

      способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости;

      способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;

      способствовать адекватному и всестороннему познанию себя и других людей;

    • формировать установки на толерантное общение.
    • ЭПИЗОД 1

      (общение с учащимися)


      Ведущая 1: Древние философы предостерегали: трех вещей нужно избегать в жизни – ненависти, зависти и презрения. Как вы думаете, почему?

      Учащиеся

      Ведущая: Да, вы правы. Все эти чувства приводят и нас к одиночеству, и разрушают мир, в котором мы живем.

      Наша с вами встреча сегодня посвящена толерантности. Вы знаете, что это такое?

      Учащиеся
      дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

      Ведущая: Да, толерантный человек – это такой человек, который уважает чувства других людей, который терпимо относится к тому, что другие люди могут выглядеть иначе, думать иначе, чувствовать иначе, чем он. Толерантный человек – это человек, который относится к другим людям с уважением.

      16 ноября отмечается Международный день толерантности. И нашу встречу я бы хотела начать с разговора о том, что люди должны ощущать по отношению друг к другу – с уважения и любви.

      ЭПИЗОД 2

      (инсценировка сказки)

      Участники: Ведущая 2, ведущая 1, Любовь, волшебник, 5 девушек.

      Звучит музыка.

      Ведущая 2: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (Появляется Любовь )

      Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику (Появляется волшебник) :

      Любовь : Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

      Ведущая 2: Подумал волшебник и сказал:

      Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

      Ведущая 2: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (Выходят и встают в ряд пять девушек)

      Волшебник: Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Терпение, пятую – Доброта.

      Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

      Волшебник: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

      Ведущая 2: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. (Любовь подходит к каждой девушке, смотрит каждой в лицо и в конце становится с ими в ряд.) Задумалась Любовь…

      Ведущая 1
      задает вопросы детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

      Учащиеся
      дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

      Звучит музыка.

      Ведущая 2: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

      Ведущая 1
      задает вопросы детям: Почему Любовь выбрала Доброту?

      Учащиеся
      дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

      Ведущая 1
      .

      ЭПИЗОД 3

      (видео 1)

      Ведущая 1: Чтобы проиллюстрировать то, что мы с вами обсудили, мы хотели бы показать вам небольшой ролик.

      Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=TbQodU6Pz-A

      ЭПИЗОД 4

      (общение с учащимися)

      Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

      Ведущая 1: Ребята, как вы думаете, что такое толерантность? (Именно это слово было написано в конце ролика.)

      Учащиеся
      дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

      Ведущая 1
      подводит итог ответов учащихся : В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

      ЭПИЗОД 5

      (видео 2)

      Ведущая 1: Давайте посмотрим, как другие ребята объясняют значение толерантности.

      Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=oTp_VsdY1e0

      ЭПИЗОД 6

      (общение с учащимися)

      Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

      Ведущая 3: Важно понимать, что толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная позиция и готовность к терпимости ради позитивного взаимодействия между людьми разной национальности, разной религии, разных культур.

      Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими – интолерантная, то есть нетерпимая. Но для этого нам с вами нужно разделиться на группы.

      Учащиеся 6-ого класса делятся на группы, вытягивая карточки с цифрами от 1 до 5. Учащиеся каждой группы садятся рядом. К каждой группе присоединяются по два 9-тикласника.

      Каждой группе раздаются карточки.

      Ведущая 3: У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают карточки группам).

      Вот эти две группы должны выбрать те карточки, слова на которых характеризуют толерантную личность. Вот эти три группы должны выбрать те карточки, которые характеризуют интолерантную личность.

      Учащиеся работают в группах.

      Ведущая 3: Какое описание толерантной личности может дать первая группа? (Дети зачитывают ответы) . Вторая группа согласна с такой характеристикой?

      Какое описание интолерантной личности может дать пятая группа? (Дети зачитывают ответы) . Третья и четвертая группы согласны?

      Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, прикрепляют на стену два плаката с перечнем качеств толерантной и интолерантной личности.

      Толерантная личность

      Интолерантная личность

      Терпимость

      Сострадание

      Прощение

      Милосердие

      Уважение прав других

      Доброжелательность

      Чуткость

      Доверие

      Бессердечность

      Конфликтность

      Вспыльчивость

      Злорадство

      Ложь

      Раздражение

      Непонимание

      Эгоизм

      Нетерпимость

      Выражение пренебрежения

      Раздражительность

      Равнодушие

      Зависть

      Агрессивность

      Ведущая 3: Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.

      Толерантный человек хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

      ЭПИЗОД 7

      (эксперимент и общение с учащимися)

      Ведущая 4 : Давайте проведем небольшой тест, чтобы проверить, насколько терпимы вы сами. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами вашего выборы и почему?

      (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают списки каждой группе).

      Итак, список следующий:

      Цыганка

      Чернокожий студент

      Женщина с маленьким ребенком

      Священник в рясе

      Инвалид на коляске

      Китаец

      Очень пожилая женщина

      Милиционер

      Больной человек, который очень плохо выглядит (насморк, кашель)

      Человек, похожий на наркомана

      Человек из деревни с большим мешком

      Бывший заключенный

    Ведущая 4 заслушивает ответы каждой группы.

    Ведущая 4: Анализируя свой выбор, давайте задумаемся, чтó в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения? Попробуем ответить на следующие вопросы (Ведущая задает вопросы учащимся и спрашивает их по поднятой руке) :

      Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

      Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

      Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

      Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

      Как лучше всего поступать в таких случаях?

    ЭПИЗОД 8

    (общение с учащимися)

    Ведущая 5: Многие известные люди говорили о толерантности. И мы теперь с вами знаем, почему. Но говорили они разными словами.

    Мы предлагаем вам выгянуть изречение и объяснить нам, что же хотел сказать тот или иной ученый или известный деятель.

    Представители команд вытягивают карточки с 2мя изречениями. Каждой команде дается по 3 минуты на обсуждение. Представители команд зачитывают изречения и объясняют, как они их понимают.

    Изречения:










    10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    ЭПИЗОД 9

    (сценки, подготовленные учащимися)

    Ведущая 6: Мы с вами обсудили ситуацию в поезде, но бывают различные иные ситуации. Мы предлагаем вам подумать и показать нам, что может произойти, если встретятся определенные люди, какой конфликт может между ними возникнуть и как выйти из этого конфликта.

    Представитель от каждой команды подходит к ведущему и выбирает героев для ситуации:

    * старик – юноша;

    * учитель – ученик;

    * родители – сын студент;

    * курящий – некурящий;

    * здоровый человек-инвалид на коляске.

    Ведущая 6: Итак, команде нужно придумать ситуацию интолерантности и предложить разрешить эту ситуацию толерантным путем.

    После показала сценок Ведущая обсуждает с детьми, что получилось отразить особенно хорошо, почему так вели себя герои и т.п.

    ЭПИЗОД 10

    (подведение итогов мероприятия)

    Ведущая 1: Мы с вами, на мой взгляд, замечательно провели сегодня время. И нам хотелось бы каждому из вас вручить буклеты, потому что все вы показали, насколько вы добрые, отзывчивые, терпимые, чуткие и сострадательные к другим людям, независимо от того, какой они национальности, культуры, религии и возраста.

    На каждую команду дается необходимое количество буклетов и конфет (чтобы хватило каждому учащемуся). Одновременно на группы раздается нужное количество листочков.

    А нам хотелось бы еще раз напомнить вам, что чтобы получалось жить в мире друг с другом, чтобы получалось работать в команде и делать наш мир лучше, нужно:

      сохранять спокойствие, когда сердишься;

      владеть собой, иметь выдержку и хладнокровие;

      иметь терпение выслушивать собеседника;

      спокойно объяснять свою точку зрения;

      подумать, из-за чего возник спор, если он возник.

    Ведущая 1: Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали толерантными.

    (Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”; листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доске).

    Ведущая 1: В конце нужно сказать, что все мы – семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Всего вам доброго!

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    “Техническое оснащение к сценам”

    ЭПИЗОД 1 : ———————

    ЭПИЗОД 2:

      музыка

      костюмы для актеров театрализованной постановки: волшебник и Любовь

      карточки с надписями: Радость, Доброта, Удача, Красота, Терпение

    ЭПИЗОД 3:

      видео 1

    ЭПИЗОД 4 : ———————

    ЭПИЗОД 5:

      видео 2

    ЭПИЗОД 6:

      плакат А3 с перечнем качеств толерантной личности

      Принятие другого таким, какой он есть

      Доброжелательность

      Чуткость

      Доверие

      Бессердечность

      Конфликтность

      Вспыльчивость

      Злорадство

      Ложь

      Раздражение

      Непонимание

      Эгоизм

      Нетерпимость

      Выражение пренебрежения

      Раздражительность

      Равнодушие

      Зависть

      Агрессивность

      • 5 наборов карточек с написанными на них словами:

        Терпимость

        Бессердечность

        Конфликтность

        Сострадание

        Прощение

        Вспыльчивость

        Желание что-либо делать вместе

        Милосердие

        Злорадство

        Ложь

        Сотрудничество

        Уважение прав других

        Раздражение

        Принятие другого таким, какой он есть

        Доброжелательность

        Непонимание

        Эгоизм

        Чуткость

        Нетерпимость

        Выражение пренебрежения

        Раздражительность

        Доверие

        Равнодушие

        Зависть

        Агрессивность

      ЭПИЗОД 7:

        5 листов с перечнем определенных людей

      ЭПИЗОД 8:

        10 карточек с изречениями:

      1) «Мы обречены на толерантность» (А. Г. Асмолов)

      2) «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А. Г. Асмолов)

      3) «Патриотизм и толерантность – два крыла; они неразрывны» (М.В.Воскобойников)

      4) «Поставь себя на место другого» (Е. Г. Гениева)

      5) «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр)

      6) «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» (С. Лихачёв)

      7) «Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». (Мишель де Монтень)

      8) «Современный мир жесток, жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать толерантность» (М. Орлова)

      9) «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть». (Рутт, психолог)

      10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

      ЭПИЗОД 9:

        карточки со словами:

        * старик – юноша

        * учитель – ученик

        * родители – сын студент

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №47 г.Чебоксары"

    Классный час«Жить в согласиис собой»

    Выполнила:

    Кандакова Наталия Станиславовна

    социальный педагог

    МОУ «СОШ №47 г.Чебоксары»

    г.Чебоксары

    Чебоксары,2011

    "Теперь, когда мы научились летать по

    воздуху, как птицы, плавать под водой,

    как рыбы нам не хватает только одного:

    научиться жить на земле, как люди."

    Цели и задачи:

    1.Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

    2.Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

    3.Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

    4.Сформировать представление о толерантном отношении.

    Основные понятия: толерантность, интолерантность, терпение.

    План:

    1.Введение темы, актуализация вопроса.

    2Разминка и деление класса по группам

    3.Обсуждение групповых работ.

    4. Подведение итогов.

    5.Рефлексия.

    Ход классного часа

    Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

    На рубеже XVIII - XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

    С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

    Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

    Что же такое толерантность? (Ответы учащихся).

    Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков

    Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способ­ность к установлению и поддержанию общения с людьми.

    Перевод на русский язык

    английский

    Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

    французский

    Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

    китайский

    Проявление великодушия в отношении других

    арабский

    Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

    персидский

    Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

    1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

    Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произ­носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

    Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривыч­но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен­тир на будущее, на взросление.

    Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст­вовать их настроение, стараться никого не обижать.

    2. Разминка на внимание. «Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».

    Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.

    После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало вы­полнить ее быстро и правильно?

    Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

    В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

    В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм ассоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло­дежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

    Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

    Давайте ребята послушаем внимательноотрывок, а потом ответим на вопросы:

    3.Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

    Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

    Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    - А нам-то что? Он сам виноват.

    - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

    Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

    Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда, - он попытался увести ее.

    Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее. Она решительно одернула руку.

    Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

    Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

    Спасибо, леди, спасибо...

    Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

    Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

    -У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, - она быстро пошла к телефонному автомату.

    Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

    Вопросы к учащимся:

    Почему молодой человек отказался помочь?

    Как бы вы поступили в этом случае?

    Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

    Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

    Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

    Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантн 4.РАБОТА ПО ГРУППАМ

    Принцип выбора цвета. Сейчас мы разделимся на 2 группы. На столе разложены листы бумаги с красным и синим цветом. Каждый из вас берет понравившийся вам листочек бумаги. Кто выбрал листочек с синим цветом - описываетчерты, присущие толерантной личности, выбравшие красный цвет - интолерантнойличности. Затем мы все ваши ответы заполним в таблицу.

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Уважение мнения других

    Непонимание

    Доброжелательность

    Игнорирование

    Желание что-либо делать вместе

    Эгоизм

    Понимание и принятие

    Нетерпимость

    Чуткость, любознательность

    Выражение пренебрежения

    Снисходительность

    Раздражительность

    Доверие, гуманизм

    Равнодушие

    Цинизм

    Немотивированная агрессивность

    Вывод ( формулируется вместе с детьми)

    Интолерантный человек - характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорт­ности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

    Толерантный человек - это человек, хорошо знающего себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающийдругих людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.

    5.Китайская притча «Ладная семья»

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

    *прощение;

    *терпение.

    Как вы думаете, ребята, прав был старик?

    Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

    6.Составить с учащимися правила толерантного общения .

    Например:

    Уважай собеседника.

    Старайся понять то, о чем говорят другие.

    Отстаивай свое мнение тактично.

    Ищи лучшие аргументы.

    Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

    Стремись учитывать интересы других.

    7.Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

    Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне то­лерантности».

    8. Заключительное действие - «Техасские объятия»

    Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кла­дут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

    Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя:

    Молитва о встрече

    Я пришел в этот мир

    не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

    не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

    не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

    И ты пришел в это мир

    не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

    не для того, чтобы отвечать моим интересам,

    не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

    Потому что я - это я, а ты - это ты.

    Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

    А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

    Список использованной литературы:

    1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

    2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

    3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

    4.“Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

    5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

    Ольга Сырцова
    Сценарий праздника толерантности для детей старшего дошкольного возраста

    Сырцова Ольга Алексеевна, педагог-психолог,

    МБДОУ «Детский сад № 95»,г. Чебоксары,

    Чувашская Республика

    Никонорова Фаина Пимановна,

    музыкальный руководитель,

    МБДОУ «Детский сад № 95»,

    г. Чебоксары, Чувашская Республика

    Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

    Из «Декларации принципов толерантности»

    Цель :

    Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

    Задачи :

    1. Привить интерес к людям разных национальностей и народностей, их культуре.

    2. Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

    3. Расширение знаний детей о красоте и разнообразии музыки и игр различных народов.

    4. Обогащение культурного опыта дошкольников.

    5. Формирование умения общаться, быть доброжелательными в процессе общения со сверстниками.

    Оборудование и атрибуты:

    Большой глобус с подсветкой, воздушные шары трех цветов. Оформление центральной стены по теме праздника. Аудиозаписи русской, татарской и чувашских песен. Национальные костюмы.

    ИКТ: мультимедийная установка.

    Оформление.

    На центральной стене: панно с изображением земного шара и детских лиц разных национальностей.

    Ход праздника:

    Под музыку В. Локтева «Песня о России» дети с белыми, красными и голубыми воздушными шарами, отражающими символику российского флага, под торжественный марш входят в музыкальный зал.

    Дети исполняют песню «Белый, синий, красный» музыка и слова С. Смирновой.

    Под музыку дети друг за другом проходят на сцену и раскладывают воздушные шары у центральной стены, садятся на стулья.

    Ведущая:

    16 ноября весь мир отмечает день Толерантности. В этот день утверждена декларация принципов Толерантности, поэтому признан Всемирным днем. Что означает это слово?

    На земле живет много людей. Они и разные и похожи друг на друга. Ты не перепутаешь ни с кем своих родителей, бабушку, дедушку. Но еще люди отличаются цветом кожи. Есть чернокожие - живут в жаркой Африке, желтокожие - они живут в Китае, Японии, есть белокожие, как мы с вами. Такие люди живут в Европе, Америке, у нас в России.

    Для того, чтобы жить в мире и дружбе, люди договорились, как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальном документе - Декларации прав человека. Есть даже Декларация прав ребенка, в которой говорится о правах и обязанностях детей.

    Есть и такие правила, которые подсказывают, как нужно вести себя за столом, на улице, в транспорте. Таких правил очень много, но их нужно знать и следовать им, чтобы не обидеть тех, с кем общаешься, чтобы быть приятным другим людям.

    Толерантность -терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению. Быть толерантным - любить себя и свое имя, быть вежливым и внимательным к людям, уважать друг друга, уметь уступать, бережно относиться к природе.

    Толерантность. Что это такое? –

    Если спросит кто-нибудь меня,

    Я отвечу – это все земное,

    То, на чем стоит планета вся.

    Толерантность – это люди света,

    Разных наций, веры и судьбы

    Открывают что-то, где-то,

    Радуются вместе. Нет нужды

    Опасаться, что тебя обидят

    Люди цвета крови не твоей,

    Опасаться, что тебя унизят

    Люди на родной земле твоей.

    Ведь планета наша дорогая

    Любит всех нас, белых и цветных.

    Будем жить, друг друга уважая.

    Ведущая:

    У нас в республике, как и во всей России, дружно живут люди разных национальностей и трудятся на благо и процветание нашей республики. Все они дружат и говорят между собой на русском языке.

    К нам прибыли гости из разных республик

    Звучит русская народная музыка, в зал входит Матушка Русь в русском народном костюме.

    Матушка Русь :Здравствуйте, мои друзья! Очень рада встрече я!

    (Кланяется на три стороны).

    Ведущая : Здравствуй Матушка Русь!

    Матушка Русь : Встретиться я с вами рада, в этой горнице детсада,

    Сколько здесь моих друзей - всех национальностей!

    Внешне хоть и не похожи, для меня, вас нет дороже,

    Все красивы и умны, все талантливы, скромны,

    Песни звонкие поют, ну а дружно ли живут?

    Дети : Дружно!

    Ребенок: Мы друг друга уважаем, много нас сегодня тут,

    Русские и чуваши, татары и марийцы.

    Очень дружно мы живем, вместе пляшем и поем,

    Помогаем мы друг другу, и не станем ссориться,

    За друзей стоим горой, вместе дело спорится!

    Матушка Русь : Как я рада, что ребята в детском садике дружны,

    Ведь когда народы дружат, это счастье для страны,

    Так давайте веселиться, песни петь и танцевать,

    А еще друзей хороших будем в гости зазывать!

    Дети исполняют песню «Настоящий друг» музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

    Звучит фонограмма русской народной музыки «Полянка», в зал входит девочка Настенька в русском народном костюме.

    Настенька: Здравствуйте мои друзья! Очень рада встрече я!

    Матушка Русь: Здравствуй, русская красавица Настенька!

    Настенька: С русским радушием вас я встречаю,

    В игры со мной поиграть приглашаю!

    Знаю много игр веселых,

    многие старинные,

    Наши бабушки играли

    В игры эти дивные.

    Проводится русская народная игра «Голубой платочек» .

    Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке. Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его. Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет. Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы ее утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

    Матушка Русь : Спасибо тебе, Настенька! Нам понравилась твоя игра. Оставайся с нами!

    Все вместе :Мы будем с русским народом дружить,

    Матушка Русь :Снова мы друзей хороших в гости позовем,

    Вместе дружно поиграем, спляшем и споем!

    Звучит фонограмма чувашской народной музыки, в зал входит девочка Анюк в чувашском костюме. Приветствует детей на чувашском языке

    Анюк : Ыра кун пултар!

    Добрый день мои друзья!

    Очень рада встрече я!

    Стихотворение

    У каждого ручья

    Есть главное на свете-

    Есть Родина своя.

    А там где мы родились,

    Где весело живем

    Края свои родные

    Мы родиной зовем.

    Я в Чувашии живу

    Я Чувашию люблю,

    Любит песни наш народ

    Дружно пляшет и поет.

    Матушка Русь :Здравствуй, красавица Анюк!

    Анюк: С радушьем чувашским вас встречаю,

    Повеселиться вместе приглашаю!

    Ведущая: Поиграть с тобой мы рады,

    И скорей хотим узнать,

    Какие игры чувашские ребята

    Играют, чтобы не скучать!

    Анюк : Знаю много игр веселых,

    Многие старинные,

    Наши бабушки играли

    В игры эти дивные.

    Эй, ребята, не скучайте!

    В «Поясок» со мной сыграйте!

    Подвижная игра «Поясок »

    Для игры выбирают водящего, который держит «поясок» в руке. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, водящий за кругом. Двигаются противоходом. С окончанием музыки дети останавливаются и закрывают глаза, а водящий продолжает движение, роняет поясок. Водящий спрашивает: Поясок у кого? Дети открывают глаза. Дети поворачиваются и находят поясок и поднимают со словами «У меня». Водящий и тот, кто нашел поясок становятся спиной друг другу и бегут в противоположную сторону. Кто быстрее добежит до свободного места. Игра продолжается.

    Под фонограмму татарской народной музыки, выходит мальчик в татарском костюме.

    Камиль : Здравствуйте, ребята!

    Видеть вас я очень рад!

    Матушка Русь :Здравствуй!

    Камиль : Я с радушьем вас встречаю,

    Поиграть всех приглашаю!

    Ведущая : Поиграть с тобой мы рады,

    И скорей хотим узнать,

    Какие татарские ребята играют игры,

    чтобы не скучать!

    Мальчик : Знаю много игр веселых,

    Многие старинные,

    Наши бабушки играли

    В игры эти дивные.

    Эй, ребята, не скучайте!

    В «Тимербай» поиграйте!

    Ведущая :А что это такое Тимербай? Здоровый человек.

    Проводится татарская подвижная игра «Тимербай»

    Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего-Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

    Пять детей у Тимербая,

    Дружно, весело играют.

    В речке быстрой искупались,

    Нашалились, наплескались,

    Хорошенечко отмылись

    И красиво нарядились.

    И ни есть, ни пить не стали,

    В лес под вечер прибежали,

    Друг на друга поглядели,

    Сделали вот так!

    С последними словами вот так водящий делает какое-либо движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя».

    Матушка Русь : Спасибо тебе! Нам понравилась твоя игра. Оставайся с нами!

    Ведущая: За руки возьмемся, станем в круг,

    Каждый человек, человеку друг,

    Мы будем в мире, дружбе жить,

    И нашей дружбой крепкой дорожить!

    Дети и педагоги выходят в круг, исполняют хороводную песню «Большой хоровод» музыка Б. Савельева,слова Л. Жигалкиной и А. Хайта (после дети садятся на места).

    Матушка Русь:Вот теперь - то я довольна! Вижу, дети, вы дружны!

    Дружите, друг с другом и будьте счастливы!

    В заключении дети исполняют песню «Солнечный круг» музыка А. Островский, слова Л. Ошанин.

    Ведущая : Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Так будем жить всегда.

    Толерантным может стать любой человек, который уважает себя, свое имя, свою семью, бережно относится к природе, правильно ведет себя, дружно играют друг другом, уважает всех, кто рядом, любит свою Родину.

    Люди, доброта и толерантность спасут мир!

    Литература

    Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1989

    СЦЕНАРИЙ Интернационального фестиваля, посвященного Международному дню толерантности (для учащихся 2-9 кл.)

    Форма проведения: интернациональный фестиваль, посвященный Международному дню толерантности.
    Цель: Формирование учащихся толерантности мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
    Задачи:
    1. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
    2. Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
    3. Формировать познавательный интерес учащихся.
    Оборудование: мультимедийный проектор, аудио-видеовоспроизводящая аппаратура
    Оформление: на сцене плакат, гирлянда из флагов стран участниц фестиваля, шары, лозунг «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила!».
    Муз. оформление: фанфары, фонограмма песен «Ведь мы ребята семидесятой широты», «Родина моя», фонограмма припева песни «На воздушном шаре».
    Список литературы
    1. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 4
    2. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
    3. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
    4. Универсальная Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресурс]

    Список приложений:
    1. Фото плаката
    2. Презентации о странах-участницах фестивалях (текст, презентация в Презентация OpenDocument (.odp), музыкальные фрагменты народных песен и танцев).

    Звучат фанфары, на сцене учащиеся 7 кл.
    1. С нами дружба и песня рядом
    И знакомый звучит мотив.
    И стартует агитбригада,
    Молодежный наш коллектив.
    И мы все вместе сейчас со сцены,
    Доложим вам без суеты.
    О том, что видит, да-да,
    Агитбригада, да-да,
    С семидесятой широты.
    Уч 1 : На сотни тысяч километров раскинулись просторы нашей необъятной страны, тянущиеся вдоль рек и озер леса и поля, кладовые железа и угля, то есть все то, что мы Родиной зовем.
    Уч 2: Наша Родина большая и на свете лишь одна
    Где же есть еще такая необъятная страна
    Уч 3: Жизнь у нас, в стране свободы светлой радости полна
    Крепкой дружбою народов наша Родина сильна!
    Уч 4 : Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран.
    Уч 5: В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
    Уч 6: В жизни каждому из нас часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, не заслуженно обидели.
    Уч 7 : Теперь, когда мы научились
    Летать по воздуху, как птицы,
    Плавать под водой, как рыбы,
    Нам не хватает только одного:
    Научиться жить на земле, как люди.

    Уч 1: Сделав добро, человек становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательнее к любому человеку, с которым вступили во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг - это и будет проявление доброты, милосердия и толерантности.

    Уч 2: Традиция празднования Международного дня толерантности или Дня терпимости началась еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН и посвящен он принятой в 1995 году Декларации Терпимости В Париже участники 28 конференции ЮНЕСКО - а это 185 стран приняли Декларацию принципов толерантности.
    Уч 3: Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
    Уч 4: День толерантности проникнут идеями национального согласия, сплочения, дружбы между народами.
    Уч 5: Словно птица в небе синем
    Распахнувшей два крыла,
    Мы твои родные дети
    Ты на радость нам дана,
    Уч 6 : Немцы, русские, узбеки,
    И казаки и мордва,
    Проживаем в добром мире,
    Как на дереве листва.

    Уч 7: И еще десятки разных наций, сел и городов!
    Это день наш, общий праздник!
    Край добра- наш общий дом.
    Уч 1: Праздник призван напомнить нам о том, что мы, должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.
    Уч 2: И сегодня, в преддверии праздника Международного дня толерантности мы приглашаем Вас на фестиваль дружбы народов. Каждый человек живущий на планете Земля, любит свою страну не только за ее успехи на мировой арене, но и за родные края и леса, реки и поля.
    Уч 3 : У каждой страны есть история создания, символы государства: герб, гимн, флаг, а также свои обычаи и традиции.
    Уч 4: Велика наша планета. Много народов населяют ее, и у каждого из них есть свои национальные песни, стихи и танцы.
    Уч 5: И мы помним, что каждый из нас, в ответе за планету, на которой мы живем.
    Уч 6: И сегодня нам выпала возможность совершить путешествие по странам, которые внести свой вклад в построение цивилизованных отношений между государствами.
    Уч 6: А для того бы наш корабль шел верным курсом, необходимо, чтобы слились воедино дружба, творчество, взаимопонимание, благосклонность и уважение друг к другу.
    Уч 7: может быть это путешествие покажется вам необычным
    Уч 1: Сегодня вы увидите разноцветье красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов - настоящую радугу. Для это нам не понадобиться дождь.
    Уч 2: А помогут создать нам это разноцветье - воспитанники школы - интерната «Надежда». Итак, мы начинаем, приготовились,
    Все вместе: Полетели
    Вед 1: Сейчас нам предстоит отправится с вами в Соединённое Королевство Великобритании, и поведать о ее достопримечательностях.
    Вед 2: Нам приятно будет услышать короткий, но интересный рассказ наших гидов об этой замечательной стране.
    Презентация о Великобритании (уч-ся 3 кл.)
    Вед 1 : Англичане с пристрастием относятся к установленным правилам и традициям. Они свободны в общении, объединяя пение и игру, и сейчас мы предлагаем вашему вниманию известную английскую детскую песенку.
    (творческая работа)
    Вед 2 : Британцы не изменяют своим принципам, они любят лёгкую музыку и с удовольствием наслаждаются ею.
    (творческая работа)
    Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
    Вед 1: От южного Урала до Алтая, где расцветает в яблонях весна
    Лежит страна от солнца золотая, чуть больше Англии она
    Вед 2: Урожая обняв золотой океан,
    Величаво раскинулся Узбекистан.

    Презентация Республики Узбекистан (уч-ся 2 кл.)

    Вед 1 : Ребята, может быть это путешествие покажется необычным. Восток-край таинственный и манящий, и, наверное самое притягательное в нем-это бескрайние песчаные дюны, но как же по ним путешествовать? В народе говорят: - «Восток-дело тонкое..», а у нас Восток-страна сказок. Встречайте героев узбекской народной сказки.

    Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих

    Вед 2: Совершая путешествие вдоль берегов Панамского перешейка, мы видим, что очертания Южной Америки, просты и изящны. Географы очень часто сравнивают ее с гроздью винограда, самой яркой является – Аргентина, с палящими и жаркими лучами тропического солнца.)
    Презентация Аргентины (уч-ся 6 кл)
    Вед 1: Аргентинцы гордятся своими национальными традициями они: приветливы, очень эмоциональны, их темперамент отражается не только в разговоре, мимике и жестах но и в Аргентинском танце.

    (творческая работа)

    Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
    Вед 2 : Сейчас нам предстоит отправиться с вами в путешествие по Германии. Ее всю пронизывает густая сеть рек, самая любимая из них Рейн, ее название часто упоминается в народном творчестве, которое передает всю красоту и своенравный характер не только этой реки но и страны в целом.
    Презентация Германии (уч-ся 7 кл.)
    Вед1: Поскольку немцы расчетливы и бережливы, их отличает любовь к организованности и порядку. Они имеют привычку расписывать всю свою жизнь по дням и часам, что мы и услышим сейчас в незатейливой немецкой песенке.

    (творческая работа)

    Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих

    Вед 2: Наше путешествия продолжается. Пролетая, над Восточной Европы, мы видим что на пересечении транспортных путей из Европы в Азию, находится Украина. Ее плодородные земли, национальный колорит, могут сравниться только с букетом прекрасных цветов. На юге она омывается Черным и Азовским морями, которые привлекают нас своей красотой.

    Презентация Украины (уч-ся 8 -9 кл.)

    Вед 1: Известные исследователи отмечали, что Украинской культуре с самого начала были присущи открытость миру и гуманизм. Особенно ярко это проявилось в народном творчестве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций в этой стране можно встретить очень много интересных и талантливых людей. В чём вы сейчас и убедитесь.

    (творческая работа)

    Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
    Вед 2 : Пролетая над высокими массивами горного Кавказа, можно увидеть большое количество темно-хвойных и пихтовых лесов, санаториев, пансионатов и туристических баз. Многие утверждают что географическое положение Дагестана определили особенности этого гордого и независимого народа. Давайте послушаем рассказ наших гидов об этой стране.

    Презентация Дагестана (уч-ся 5 кл.)

    Вед 1: Город Дагестанские огни, родом из которого этот молодой и энергичный джигит, одни из многих городов республики Дагестан. Это район древнего поселения, коренные жители которого за пределы региона выезжают очень не охотно. Это следствие традиций и многодетности семей. Табасаранцы, народ, который гордится своей страной, ее национальными традициями.

    (творческая работа)
    Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы звучат слова ведущих
    Вед 2: Совершая свой полет над Российской Федерацией мы видим, что она обладает природным, экономическим, и научным потенциалом, через ее территорию осуществляются экономические, транспортные и информационные связи многих суверенных государств содружества, не граничащих друг с другом.
    Презентация России (уч-ся 4 кл.)
    Вед 1 : Когда мы говорим о России, нельзя не вспомнить прелесть русской природы и увидеть вокруг себя вечную красоту, воспетую поэтами и художниками и с этим нельзя не согласиться.
    (творческая работа)
    Звучит фонограмма припева «На воздушном шаре», во время фонограммы участники агитбригады выходят на сцену.
    На мелодию песни «Ведь мы ребята семидесятой широты» звучат слова:
    С нами дружба и песня рядом
    И знакомый звучит мотив
    Рассказали, как в интернате
    Молодежный живет коллектив
    И мы все вместе, сейчас со с цены
    Доложим Вам без суеты
    О том что видели, да
    Наши ребята, да-да
    С семидесятой широты

    Уч 1: К сожалению, наше путешествие подошло к концу, сейчас наша страна только встает на ноги, она молода и многое еще впереди.
    Уч 2 : И нам предстоит сделать все, что сделать все, чтобы Родина наша была счастливой
    Уч 3 : И люди, живущие на планете Земля, принимали окружающих такими, какие они есть, проявляли милосердие и терпимость.
    Уч 4:
    Толерантность - слово иностранное
    Но для всех понятное давно,
    Будь терпимей к дальнему и странному
    Отстраненным, будто-бы в кино.
    Уч 5: Речь здесь не идет о равнодушии
    И о черствости никто не говорит.
    Деликатность и терпение к живущему
    Рядом, нам совсем не повредит.
    Уч 6: Будь терпимым ко всему иному
    К вере, взглядам, мыслям и одеждам.
    И тогда, пожалуй, ясно всякому
    Тихая затеплится надежда.
    Уч 7:Что мы можем жить, такие разные
    В этом мире вечного вечного движения
    А для обретенья толерантности
    Нужно просто чувство уважения
    Уч 1: Пусть спорится доброе дело соединяя сердца
    Пусть дружба объединяет и страны и города.
    Уч 2:И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,
    И к людям большой планеты успех и любовь придет.

    На фонограмме песни «Родина моя» звучат слова:

    Вед 1, 2, 3, 4 (по очереди): Я, ты, он она
    Вед вместе: Вместе дружная семья!
    Вед 5,6,7,8,9 (по очереди): Большеглазых, озорных, черных, рыжих и льняных
    Вед вместе: Дружных и веселых, в городах и селах!

    На фоне песни «Родина моя!» на сцену выходят все участники фестиваля.