• Как поддержать человека на соревнованиях. Что делать, если ребенок проиграл на соревнованиях

    По интернету гуляет легенда, якобы в одном из городов стояла уникальная телефонная будка, к которой выстраивалась очередь из людей, нуждающихся в поддержке другого человека. После того, как монетка опускалась в прорезь, в телефонной трубке звучал красивый приятный женский голос и произносил нужные и очень важные слова для любого человека — приятные слова поддержки.

    О том, что все будет хорошо, о том, что его любят, о том, что в него верят и что он со всем справится. Из телефонной будки люди выходили со счастливыми, немного растерянным лицами. Но эти слова им были очень нужны. Наверное, среди их близких и родных не было тех, кто мог сказать такие слова именно в эту минуту. А именно в эту минуту слова поддержки были так необходимы.

    В словаре Ожегова слово «поддержка» имеет значение — помощь, содействие. Необязательно ждать тяжелых жизненных ситуаций, чтобы оказать помощь другому человеку. Вспомните, как мы языком слов поддерживаем наших малышей, делающих первые шаги. Мы не говорим им о том, какие они неуклюжие и что до сих пор ходить не умеют. Наоборот, мы подбадриваем их, невероятное количество раз говорим им о том, какие они молодцы, и наши малыши, довольные от похвалы, стараются изо всех сил.

    Что происходит потом, когда дети взрослеют, мы с вами прекрасно знаем. Подрастая, дети все реже слышат от нас слова поддержки, необходимые им в различных ситуациях.

    Недавно, взрослая дочь моей подруги впервые участвовала в конкурсе восточных танцев. После того, как она заняла первое место и всех поразила своим ошеломительным взлетом на пьедестал почета, дочь спросила у мамы, какое место по ее мнению, она могла бы занять. «Ну пятое, шестое…» — проговорила мама, зная о талантах дочери, но учитывая, что это ее первый большой конкурс. «Эх, мама, плохо ты обо мне думаешь.» — ответила ей дочка.

    Любому из нас важно знать и понимать, что в тебя верят и твои начинания поддерживают. Особенно важно, когда мы что-то меняем в своей жизни и на этом этапе возникают сомнения. Здесь как никогда, ценно любое слово ободрения от близких людей. Понять мечты, надежды, стремления другого человека не так уж и сложно. Но возможно лишь тогда, когда любишь.

    Иногда так бывает нужно, чтобы тебя поддержали. Просто сказали несколько слов: «У тебя все получится. Ты самый лучший. Ты — супер! Молодчина! Мне это важно!».

    Не знаю, как у кого, но у меня от таких слов вырастают крылья. И препятствия, стоявшие на пути, кажутся совсем маленькими и несерьезными. Удваивается энергия, прибавляется хорошее настроение… Вообщем, сплошной позитифф!

    Несмотря на обилие каждодневных задач, стоящих перед руководителями компаний, я очень уважительно отношусь к тем, кто перед всем коллективом по заслугам оценивает труд своих сотрудников. К примеру, во многих сетевых компаниях, фактор «Признания» стоит на первом месте, воодушевляя партнеров на дальнейшие подвиги и свершения.

    Как поддержать?

    Универсальных ободряющих слов можно много найти. Когда не знаешь, как поддержать и подбодрить другого человека, спроси себя, какие слова ты бы хотел услышать в такой ситуации? Вот такие и произноси. Только говори искренне, и все обязательно сработает.

    Много ли надо человеку? Бывает, что человека можно поддержать и без слов. Улыбка и дружеское похлопывание по плечу могут поднять упавшее настроение. Искреннее поздравление в моменты радости станут отличным началом для дальнейших свершений.

    Мы все отлично знаем, что с хорошим настроением дела делаются быстрее и веселее. Возможно, что рассказанный в тему анекдот или чья-то история, будет отличным «подниматором настроения», что несомненно повысит работоспособность и производительность.

    Сервис хорошего настроения «Ты -Супер!»

    С помощью этого сервиса можно напомнить своим близким, родным и друзьям о том, какие они классные! «С помощью проекта «Ты - супер!» реальный человек будет звонить вашим близким, друзьям и знакомым, чтобы позитивным и веселым голосом сказать простые, но приятные вещи: они классные и офигенные! Или скажет то, что вы сами захотите!»

    Сервис платный, но это небольшие деньги для такого великого дела, поверьте. Голосовые примеры можно послушать на самом сайте, и вы услышите, сколько удивления испытывает человек от неожиданности и ободряющих слов от незнакомого человека. Ведь звонят живые и реальные люди.

    Здесь можно было подискутировать на тему, от кого нам хотелось бы услышать слова поддержки, от знакомых или незнакомых нам людей… Но так хороша идея — честно зарабатывать деньги, даря при этом массу положительных эмоций и заряда на весь день, что желающие дискутировать, думаю, вряд ли найдутся.

    Подумайте, кому из ваших близких людей нужны сегодня слова поддержки? Вполне возможно, приятные и неожиданные звонки внесут разнообразие и станут отличным мотиватором.

    Главное, чтобы мы не переставали при этом верить в себя и в свои собственные силы. Прикладывайте усилия, старайтесь, не останавливайтесь на достигнутом, и верьте в себя и успех своего дела. Работайте над чувствами и отношениями к себе и к другим людям, и все обязательно у вас получится. Я очень искренне вам, дорогие читатели, этого желаю.

    Вы — Супер! Вы — самые лучшие!

    И все в ваших руках!

    Успевайте больше за меньшее время вместе с

    В спорте не возможно всегда выигрывать. Иначе соревнования потеряли бы всякий смысл. Уметь переживать поражения, не сломаться и не опустить руки – искусство, которому должен быть обучен любой спортсмен. Еще Великий кормчий Мао Цзедун говорил: «От поражения к поражению до окончательной победы». О том, как собственные поражения использовать себе же во благо – в материале сайта ФЛГ ХМАО.

    Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта. Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности. Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию. После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

    1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

    2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы, которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

    3. Исключить употребление слова «не повезло». Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

    Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

    Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

    В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

    4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

    5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки, установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

    Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

    Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия. Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Многие девушки во Владивостоке относятся к одноразовому сексу положительно, но им приходиться подстраиваться под общество, которое в основном против одноразовых половых связей. Более того, многие мужчины, чтобы знаться с девушкой сексом во Владивостоке , часто строят из себя богатых спонсоров, тем самым пытаясь завлечь как можно больше женского внимания. И что самое удивительное, что многие девушки Владивостока, даже и не догадываются, что мужчина с ними общается только ради секса. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

    Евгения ТИХВИНСКАЯ,
    Фото с официального сайта «Тур-де-Ски»

    Преподаватели теннисного клуба, где занимался 12-летний Петя, не знали, как справиться со вспышками гнева, которые возникали у мальчика после каждого поражения. Родители тоже не могли повлиять на сына и в результате приняли непростое решение — прекратить занятия на полгода. За это время талантливый маленький спортсмен должен был понять, хочет ли он заниматься дальше, и пересмотреть свое отношение к победам и поражениям.

    13-летний Тимур перепробовал за несколько лет бесчисленное количество спортивных секций и из каждой из них уходил со скандалом. Виноватыми оказывались и тренеры, которые придирались, и другие ребята, которые завидовали и пытались подставить, словом, все, кроме самого Тимура. Хотя преподаватели в один голос уверяли, что мальчик очень одаренный и мог бы добиться успеха и в футболе, и в легкой атлетике, к девятому классу он вообще прекратил занятия спортом. Родители только разводили руками. Даже играя в футбол с соседскими мальчишками на даче, Тимур кричал и спорил до хрипоты, отказываясь признавать свои промахи.

    Какие выводы можно сделать из этих двух историй? В первом случае родители помогли Пете понять, что теннис — это не только приятное времяпрепровождение, но и большая работа. И если ты хочешь заниматься серьезно и добиваться результатов, то и относиться к тренировкам нужно как к работе, а не как к игре. Во втором случае родители сквозь пальцы смотрели на вспышки гнева, считая, что это само пройдет, когда мальчик повзрослеет. Возможно, так оно и будет. Но сожаление о друзьях, которые были потеряны, и о времени, потраченном впустую, может остаться даже в зрелом возрасте.

    Довольно легко осознать, что игнорировать гневные вспышки ребенка или потакать ему — не самый правильный подход. Гораздо сложнее решить, что же надо делать. Любой взрослый человек понимает, что невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими поражениями. Вот классический пример. Когда физик Томас Эдисон рассказывал о создании электрической лампочки, он говорил примерно так: "Мне пришлось сделать более 700 опытов, но я не считаю, что 700 раз ошибся. Я 700 раз с успехом доказал, что эти способы не работают".

    Но одно дело — разумно полагать, будто все, что нас не убивает, делает нас сильнее. А совсем другое — спокойно относиться к неудачам, от которых страдает ваш собственный ребенок. Кто из родителей сможет сохранять спокойствие, когда сын получает двойку на экзамене, к которому честно готовился? Или разумно относиться к слезам дочери, которая не находит себе места от неразделенной любви? Да, мы понимаем, что все это ерунда, и в будущем только поможет детям избежать гораздо более серьезных разочарований. Но многие ли из нас при этом смогут избежать искушения обнять малыша и горячо уверять, что не он сам, а кто-то другой виноват во всех его горестях и печалях?

    Получается, с одной стороны, мы хотим, чтобы ребенок научился конструктивно относиться к своим неудачам, анализировал причины, которые привели к поражению, и старался бы в следующий раз не повторять тех же ошибок. С другой, — мы готовы на любые ухищрения, лишь бы избавить детей от разочарований. Атакой подход может принести больше вреда, чем пользы.

    Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты не умеешь работать со своими гениями.

    Современные родители стараются создать у ребенка чувство уверенности в своих силах и возможностях. И ради этого многие пытаются переложить вину за промахи с самих детей на кого-то еще. После проигранного футбольного матча ребенка утешают тем, что судьи были несправедливы, хотя гораздо разумнее сказать: "Мне кажется, ты был рассеян и из-за этого играл не очень хорошо". Ведь задача родителей заключается не в том, чтобы уберечь ребенка от любой неприятности, а в том, чтобы научить его справляться с трудной ситуацией.

    Чем раньше вы начнете работать над конструктивным отношением детей к неудачам, тем больше шансов, что вы преуспеете.

    Мировоззрение ребенка: фиксированное или подвижное?

    Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется "фиксированным", при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения. Люди с "подвижным" мировоззрением, наоборот, считают, что они сами и их возможности могут меняться и развиваться в зависимости от ситуации и полученного опыта. Именно они легче других приспосабливаются к новым условиям жизни.

    Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям. Столкнувшись с неудачей, ребенок с "фиксированным" мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами. Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось. Дети с "подвижным" взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

    Чтобы помочь ребенку сформировать "подвижный" взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

    • Хвалите за то, что достойно похвалы. Вне зависимости от того, с какой оценкой приходит домой школьник, сосредоточьтесь не на отметке, а на том, что ребенок узнал, на том, что ему было интересно, и на том, где эти знания могут пригодиться. Дети, которых родители хвалят не за пятерки, а за умение размышлять и предлагать нестандартные пути решения, не боятся сложных заданий. Наоборот, чем сложнее задача, тем интереснее ее выполнять. Как быть, если ребенок проделал большую работу и все-таки получил двойку? Обязательно хвалите его за старание, за те усилия, которые он приложил. Но не пытайтесь переложить вину на несправедливого учителя. Стоит сказать примерно следующее: "Я знаю, что ты действительно старался, ты молодец! Но, похоже, ты не совсем понял эту тему. Давай подумаем, как тут разобраться".
      Учителя в школе чаще всего требуют от детей хороших оценок, но, если ребенок взялся за трудную и интересную задачу, которая оказалась не по силам, он все равно достоин уважения. Очень может быть, что он достоин его даже больше тех, кто ограничился стандартными подходами и получил заслуженные четверки и пятерки. Вы верите, что умение не бояться трудностей и мыслить нестандартно важнее хорошей оценки за контрольную по алгебре? Если да, то пусть ваш ребенок знает об этом.
    • Поговорите с ребенком о том, что такое успех и поражение. Как объяснить ребенку, что победа в соревнованиях или хорошая оценка — не единственные мерила успеха? Постарайтесь донести до детей, что сам процесс подготовки достоин уважения, а не только результат. Как ни странно, чем меньше ребенок волнуется из-за результатов, тем лучше они оказываются. Ведь только в этом случае школьник может сосредоточиться на том, что он делает в настоящий момент, и в полной мере проявить свои знания. Скажите так: "Для меня настоящий успех — это когда ты по-настоящему стараешься и делаешь что-то от души и с удовольствием". У вас наверняка бывали ситуации, когда вы смогли преодолеть трудности с пользой для себя. Расскажите о них детям.
    • Не приукрашивайте факты. Все люди когда-нибудь * проигрывают — из этого правила нет исключений. Кого-то не принимают в балетную школу, кто-то вылетает из соревнований после первого же матча, кто-то не поступает в гимназию. Это жизнь! Но обязательно стоит говорить о том, что случилось. Не уверяйте ребенка, что все прекрасно. Но и не делайте вид, будто ничего не произошло. Молчание формирует у ребенка убеждение в том, что случилось нечто настолько ужасное, что об этом нельзя даже говорить. Самым конструктивным был бы такой подход: "Ну что, экзамен мы не сдали. Как будем готовиться в следующий раз?"
    • Откажитесь от ваших собственных амбиций. Иногда то, что родителям кажется поражением ребенка. На самом деле всего лишь задевает их собственные чувства.


    Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети

    "В прошлом году творческий коллектив, в котором занимается моя дочь, отправлялся на гастроли по области. Они выступали с танцевальными номерами, — рассказывает мама 11-летней Оксаны. — За две недели до отъезда я узнала, что мою дочь не берут. Я была в ужасе, готова была бежать в студию и порвать в; еж на месте. А Оксана была на удивление спокойна и сказала, что хочет не танцевать, а петь, и что на днях будет прослушивание солистов. Прежде чем я успела что-то предпринять, Оксана прошла это прослушивание с прекрасным результатом".

    Не путайте ваши собственные детские желания с тем, чего хотят ваши дети. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам. Не переставайте напоминать себе, что это жизнь вашего ребенка, а не ваша. И в первую очередь важны его желания и устремления.

    Будьте спокойны, и ребенок тоже успокоится. Дети часто устраивают из-за неудач и поражений, потому что не могут облечь свои эмоции в слова, а слезы и крики оказываются единственным способом выразить чувства. Для четырех-пятилетних детей это вполне нормально, а вот 10-летний уже вполне может держать себя в руках.

    Как быть, если ребенок кричит во все горло, а окружающие смотрят на вас с сожалением? Во-первых, уведите ребенка в сторону. Говорите спокойно, пожалейте его и посочувствуйте. Скажите: "Я понимаю, что тебе обидно". Обнимите, погладьте по голове. Ваша первая задача — успокоить ребенка, а затем уже можно разговаривать с ним о том, что случилось.

    Чаще всего дети либо достаточно долго плачут и переживают, либо уходят в себя, стараясь выглядеть взрослыми. И здесь лучше всего подыграть ребенку. Спросите, чем он хотел бы заняться, о чем хочет поговорить. Не реагируйте слишком бурно, дайте понять, что ничего страшного не произошло.

    И, наконец, самый главный совет. Каждый день давайте понять детям, что вы любите их — вне зависимости от их оценок или спортивных достижений. Вы любите их просто потому, что они есть, а не потому что они делают что-то хорошо.

    Если ребенок понимает, что родители не будут любить его меньше, если он получит двойку, оценки никогда не будут для него трагедией.

    Комментировать статью "Научите ребенка проигрывать"

    Амбиции. Дети и родители. Подростки. Скажите мне, а хорошо ли когда у ребенка сверх амбиции? Когда реально они не подтверждены ничем? А амбициозные - это чаще всего уверенные в себе люди, что позволяет не унывать при неудачах, спотыкаться и идти дальше.

    Научите ребенка проигрывать. Если вы расстраиваетесь из-за неудачи больше, чем сам ребенок, получается, что это ваша проблема и решать ее нужно именно вам.

    Родителям и учителям: воспитать уверенного ребенка. Как воспитать у ребенка уверенность в своих силах. Уверенность в себе: 7 советов накануне учебного года. Как повысить уверенность в себе у ребенка. Застенчивый ребенок и театральная студия с 4 лет...

    Ребенок не умеет проигрывать. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

    Как воспитать детей дружными?. Детско -родительские отношения. Детская психология. Как вы думаете, что нужно и что нельзя делать, чтобы дети были дружны? Имеется двое детей. И родители, которые явно больше любят младшую(Старший очень ревнует и ревность эта...

    Как научить достойно проигрывать?. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. Как научить достойно проигрывать? Моя дочь (11 лет) не умеет проигрывать.

    Истерики от неудач с уроками. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. Когда я по телефону попыталась ее успокоить и сказать, чтобы она взяла себя в руки и доделала уж как есть работу до конца, она стала еще больше рыдать, швырять тетради и ругать себя на чем свет стоит.

    Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Так, может, не " уверенность в себе " нужно развивать, а правильную самооценку? Родительские амбиции и как с ними бороться?

    Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. У детей, к сожалению, часто именно последнее принимается за амбиции и поддерживается. Как воспитать умника и умницу?

    Как научить ребенка проигрывать, сыну 5,10, все пройгрыши заканчиваются слезами, истериками, возможно озознание придет с возрастом, как утешать, какие слова говорить...

    Уверенность ребенка в себе = уверенность родителей в ребенке. То есть, начинать надо родителям с себя, имхо. Как воспитать уверенного в себе. Появилась вторая часть! Можноподнять бокалы за успехи детей в школах и на кружках! получать ответы на E-mail...

    Как научить ребенка проигрывать? Научите ребенка проигрывать. Один из самых ценных подарков, которые, которые вы можете сделать своему ребенку, - это научить его достойно...

    Научить проигрывать. Отношения с детьми. Детская психология. Мой ребенок очень злится когда проигрывает. Бесседы о том, что нужно это уметь, проводим регулярно.

    Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Как вы учите своих детей достойно встречать неудачи, или 6 лет - еще " детский возраст" и надо ждать когда деть перерастет его?

    Как научить ребенка проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка Научите ребенка проигрывать. Невозможно по-настоящему наслаждаться успехом, если ты...

    Как научить проигрывать?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями...

    Как научить ребенка проигрывать? Проблема в том, что мой сын 6,5 лет,болезненно переносит когда проигрывает, например когда играет в шашки,шахматы,компьютерные игры...

    Как научить проигрывать? Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Достаточно агрессивный, любит быть всегда первым, выигрывать в играх и...

    Нужна консультация психолога. Детская психология. Как воспитать уверенного в собственных силах и знаниях человека? (сыну скоро 4года). Когда я его ругаю (или кто-то другой) за всякие пакости детские в быту, мне кажется порой, что тем самым я его закомплексовываю...

    Переживание поражения в спорте

    Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности , определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!».

    Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта.

    Спортсмену необходимо от 2–3 до 48 часов на самостоятельное переживание ситуации проигранных соревнований, надо дать возможность прочувствовать горе поражения, крах всего, состояние безнадежности.
    Самостоятельно – для кого-то вообще в одиночестве, для других – в присутствие человека, понимающего, но не пытающегося влиять на интенсивность и глубину переживания, не пытающегося снижать значимость произошедшего. Это время, когда человек психологически перерабатывает ситуацию.

    После этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

    1. Необходимо определить, что в данном выступлении было сделано хорошо, получилось, несмотря на отрицательный итоговый результат. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

    2. Следующим шагом необходимо назвать 1–2 конкретные проблемы , которые на данный момент больше всего мешают выступать лучше. Это – точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая – дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

    3. Исключить употребление слова «не повезло» . Его использование – первый шаг к следующему проигрышу, результат того, что человек подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для человека, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

    Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, всё равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

    Пример: «Если я проиграл, то, значит, у меня были ошибки. Если соперник выиграл, то, значит, у него было меньше ошибок».

    В практике встречаются ситуации, когда несколько соревнований подряд спортсмен проигрывает, и при этом ни спортсмен, ни тренер ничего не меняют в подготовке к соревнованиям, в своем поведении. (Не задумываясь о том, что если делать все также как всегда, то и получится, то же, что всегда.) Какие-то подозрения по поводу причин неудач у спортсмена и тренера, как правило, есть, может быть, он не считает их обоснованными или отказывается самому себе признаться в них. Такие предположения должны быть высказаны, хотя бы для того, чтобы быть опровергнутыми.

    4. Парадоксальным, но оправданным шагом является задание разработать четкий план действий (конструктивный) на случай поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

    5. Воспитывать в себе психологическое принятие ошибки , установку на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки – не значит неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для спортсмена, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет – это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Необходимо ставить перед собой следующие вопросы.

    Пример: «Над чем нужно работать? Что мешает достичь цели? Что делаю, обнаружив ошибку?»

    Эффективное переживание поражения приводит к тому, что спортсмен, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает спортсмена, вводит в ступор, человек перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию. Спортсмен, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т.е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия.

    Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам спортсмен. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других – второе место субъективно равносильно поражению.

    Евгения ТИХВИНСКАЯ

    Спортивная психология: травма – трагедия или повод подумать?

    «Пропустил соревнования из-за травмы», «не успел восстановиться…», «сезон насмарку», «завершил спортивную карьеру из-за травмы». Как часто мы слышим эти слова от спортсменов самого разного уровня, тренеров, телевизионных комментаторов, и как редко мы задумываемся об истинном смысле этих слов. Как мало мы знаем о причинах травм и об их последствиях. Как сильно они ранят не только тело, но и душу спортсмена…

    Например, фигурное катание входит в первую десятку наиболее травматичных видов спорта. И причиной тому является не только все возрастающая техническая сложность. Особенности самого вида спорта, требующего одновременной демонстрации высокой точности движений в сочетании с выразительностью и эмоциональностью катания, субъективная оценка выступления, высокая цена сорванного элемента, создают дополнительные нагрузки на психику фигуриста.

    Традиционно основными причинами травм принято считать физические факторы, такие как мышечный дисбаланс, падения при выполнении элементов, столкновения на высокой скорости, перетренированность, физическое переутомление и т.д. Но мало кто задумывается о психологическом компоненте травм, которые играют отнюдь не последнюю роль.

    Реальность сегодняшнего спорта такова, что, приходя на каток в 4-5 лет «для здоровья», юный фигурист (да и представитель любого другого вида спорта) невольно включается в погоню за результатами. Причем как это не печально, помимо требовательного тренера, существует определенная категория родителей старательно делающих из своего чада «звезду». Ребенку внушают, что он должен завоевать, достичь, выиграть..., тем самым, загоняя его в невротическое состояние. Настроенный таким образом фигурист выходит на лед с чувством страха, боясь не оправдать ожидания тренера или родителей. Он находится в постоянном нервном и, как следствие, мышечном напряжении, что является одним из основных источников травм.

    По мере взросления и роста спортивного мастерства к вышеуказанным стрессорам начинают добавляться бытовые и личностные проблемы. В подростковом возрасте физические нагрузки спортсмена-фигуриста возрастают в разы. Ко всему прочему этот возраст является периодом высоких психических нагрузок, т.к. формирующееся здесь «чувство взрослости» постоянно толкает подростка к самоутверждению, а возможностей и умений для этого у него еще не достаточно. Отсюда его конфликтность и противоречивость.

    На первый взгляд может показаться странным, но именно конфликты как межличностные, так и внутриличностные являются важнейшим психологическим фактором, повышающим вероятность спортивных травм. Напряженные отношения с тренером, партнером, родителями напрямую влияют на концентрацию, собранность спортсмена на льду. Внутриличностный конфликт осложняется тем, что он чаще всего не заметен окружающим, что затрудняет его разрешение. Например, спортсмен стоит перед выбором: закончить спортивную карьеру или продолжить. В этом случае все его мысли заняты взвешиванием «за» и «против», внимание рассеивается, нервное напряжение передается мышцам, тело «перестает слушаться» и… Таким образом, внутренний конфликт разрешается травмой. В ситуации, когда повреждение не тяжелое, спортсмен получает паузу, чтоб отдохнуть и подумать. В случае серьезной травмы он вынужден закончить карьеру, тогда дилемма решается сама собой.

    Выходя на уровень высшего спортивного мастерства, спортсмен, как правило, сталкиваются с обострением уже хронических, не долеченных травм. В спорте редки случаи, когда у человека есть возможность долечиться до полного выздоровления. Причин тому множество, начиная от высокого уровня мотивации, заканчивая давлением со стороны ближайшего окружения. Невосстановленность как физическая, так и психологическая влечет за собой страх повторения травмы. Появляется неуверенность, особенно перед элементом, при выполнении которого и было получено повреждение. Неуверенность в сочетании с негативными мыслями и нарушениями мышечного тонуса, как ни печально, опять приводит к травме.

    Как же спортивная психология объясняет, почему вышеописанные стрессовые ситуации служат причиной травм? Во-первых, ощущение «угрозы» ведет к повышению уровня тревожности. Что, в свою очередь, вызывает целый ряд изменений в концентрации внимания. Также снижается способность анализировать ситуацию. И, наконец, нарушение концентрации внимания вынуждает спортсмена обращать внимание на посторонние объекты, допускать мысли, напрямую не относящиеся к делу.

    Во-вторых, увеличение уровня тревоги приводит к повышению мышечного напряжения и нарушает координацию, движения становятся скованными, появляется «торможение» при восприятии информации. В этом случае от спортсмена можно услышать такие фразы, как «тело не слушается», «ноги деревянные». Все это повышает вероятность травмы.

    Травма – это серьезное испытание силы воли спортсмена. То, как человек реагирует на травму, зависит больше от его индивидуальных особенностей: одним спортсменом серьезное повреждение может переноситься достаточно легко и не иметь негативных последствий. Тогда как для другого даже небольшая травма - это целая трагедия.

    Наиболее типичной, «нормальной», реакцией большинства людей на травму является реакция огорчения, которая включает в себя несколько этапов. Сразу после произошедшего человек не верит в то, что произошло, пытается отрицать сам факт получения травмы. Затем, после осознания, наступает второй этап - этап гнева, когда спортсмен начинает ругать и винить себя и окружающих. Далее идет «заключение сделки». Например, спортсмен может пообещать, что, если ему «повезет» быстро восстановиться, он будет тщательнее разминаться, усерднее тренироваться, станет внимательнее и т.п. На четвертом этапе происходит полное осознание факта травмы и ее последствий. Этот этап опасен возможностью появления депрессивных настроений. Пятая фаза - фаза принятия, когда спортсмен выходит из депрессии и готов сосредоточить свои силы на реабилитации и возвращении к физической активности.

    Скорость прохождения всех пяти этапов может колебаться от 1-2 дней до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Это обязательные этапы, которые проходит каждый травмированный спортсмен, различной может быть лишь их продолжительность. Но порой травма сопровождается крайне негативными психологическими последствиями, например, такими как раздражительность, подавленность, повышение уровня страха и тревожности. Фигурист беспокоится о том, сможет ли он восстановиться, не получит ли повторной травмы. Снижение уверенности в себе может привести к снижению мотивации, падению самооценки. У травмированного спортсмена обостряются внутриличностные конфликты, может возникать неконтролируемое вторжение навязчивых мыслей о травмирующей ситуации. Однако с помощью определенных психокоррекционных воздействий можно сократить сроки прохождения указанных этапов, мобилизовать спортсмена, предотвратить развитие патологической реакции, не давая ему зацикливаться на своей беде.

    Травма – это всегда остановка, это время сомнений, страхов, переоценки реальности. Однако именно в этот период может быть выработана новая стратегия подготовки и поведения фигуриста на соревнованиях. Вынужденная пауза может дать как толчок к переходу на следующий этап в развитии спортивного мастерства, так и свести на нет усилия и достижения прошлых лет. У тренера всегда есть возможность помочь своему спортсмену выйти из этого кризиса победителем. Вне зависимости от того появились ли симптомы «негативного» реагирования тренеру необходимо применять некоторые методы психокоррекционного воздействия. Правда, предварительно стоит трезво оценить, сможет ли он самостоятельно влиять на спортсмена или же потребуется помощь специалиста.

    К сожалению, спорт всегда сопряжен с травмами. Однако это не повод впадать в депрессию и ставить на себе крест. Травма - это опыт, очень важный опыт преодоления боли, страхов, сомнений. Используйте это время для размышлений о том, что следует изменить в вашей жизни, что привело к травме и тем самым предохранить себя от подобных неприятностей. Ведь травма не трагедия, а повод подумать!

    Мария КРАСИЛЬЦЕВА

    Родители должны быть многофункциональными, и поварами, и воспитателями, и стилистами, и, конечно же, кладезем морали, а так же лучшими психологами и опорой для малыша. Ситуаций в жизни будет много, и радостных, и не очень, но только мама с папой, способны поддержать и оказать нужную психологическую помощь своему драгоценному крохе.

    Вопрос, интересующих многих родителей, как поддержать ребёнка после поражения в спорте, так же актуален в любые времена и в любом возрасте. Очень важно уметь не только простимулировать ребенка, но и в нужный момент подставить своё надёжное плечо.

    Поддержка ребёнка после поражения в спорте – когда уделить особое внимание

    Спортсмены, будь они профессиональные или совсем маленькие, нуждаются в поддержке своих близких людей, в трудные часы поражения. Самое главное – оказаться рядом в первые несколько часов, а то и дней. Если опираться на спортивную литературу, многие тренеры и психологи известных команд, говорят, что первые 3 дня после любой неудачи, человеку нужна непосредственная усиленная поддержка, иначе можно замкнуться в себе и так и не оправиться после поражения, забросить спорт.

    Чего нельзя говорить ребенку после поражения в спорте

    Самая основная ошибка – убеждение малыша в том, что проигрыш ничего не значит, что переживать из-за поражения совершенно не стоит, что всё пройдёт и будет лучше в следующий раз. Переживание в связи с фиаско – совершенно нормальное явление, так и должно быть, не давайте ребёнку уходить в себя, но и не старайтесь хвалить, навязчиво доказывая, что инцидент исчерпан. Очень важно, чтобы после проигрыша были извлечены уроки, нужные выводы должны быть сделаны.

    Что следует сказать, чтобы поддержать ребёнка после поражения в спорте

    Если вы думаете над тем, как поддержать ребёнка после поражения в спорте, не старайтесь его выгородить, не делайте вид, что всё нормально, сядьте и обсудите проигрыш вместе. Если имеется видео – пересмотрите, это совершенно нормально, обсуждать поражение, оговаривать каждую деталь, чтобы потом всё на тренировках исправить и больше так не попадаться.

    Каждую неудачу следует воспринимать серьёзно, но рационально, без шума и криков, истерик и импульсивных решений уйти и всё забросить. Это как школа, не получилось написать контрольную работу на высший бал – подучимся и попробуем ещё раз, пока не доведём все до совершенства.

    Объясните ребёнку, что это то — же самое, и что после плохой оценки дети со школы и уроков не бегут, а наоборот – изучают то, на чём и погорели. Здесь аналогичная ситуация – проигрыш, это не повод уйти, а отличная возможность вычислить свои слабые места и превратить их в скрытое «оружие». Когда все ожидают, что и в следующий раз малыш совершит ту же ошибку, он возьмёт, и покажет мастер-класс. На этом и стойте, не жалейте, не унижайте, а просто расскажите то, что всегда из лимонов, что подкидывает нам жизнь, можно приготовить вкуснейший, освежающий лимонад. И вопрос, как поддержать ребёнка после поражения в спорте, больше тяжёлым и острым не покажется. Это будет лишь повод обсудить, что можно улучшить и усовершенствовать.