• Подвижные игры для старшей группы. Подвижные игры с метанием и ловлей Игры с метанием

    Игра 1

    Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч.

    Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки". бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями.

    Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

    Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

    Игра 2

    Подготовка. Две команды располагаются по кругу, через одного. Внутри круга у линии, ограничивающей его, восемь чурок, в центре круга - мяч.

    Выигрывает команды, получившая меньше штрафных очков.

    Правила игры: 1. Если метавший промахнётся, его команда наказывается двумя штрафными очками. 3. За точный бросок команде, сбившей чурку, начисляется одно штрафное очко.

    Игра 3

    Подготовка. Класс делится на две команды - метателей и бегунов. На просторной площадке метатели располагаются шеренгой в 3-4 м от стартовой линии, сбоку от флажков, поставленных в 5-6 м один от другого. Напротив них, на финишной линии, что в 15-20 м от первой стартовой линии, ставятся ещё два флажка. Бегуны выстраиваются в шеренгу на второй стартовой линии. На стартовой линии между флажками - два малых мяча.



    Содержание игры. По команде "На старт!" два метателя (по порядку) берут свои мячи и становятся в исходное положение для метания. Одновременно два бегуна занимают положение высокого (или низкого) старта. По команде "Внимание!" метатели выполняют бросок, а по следующей за ней команде "Марш!" - бегуны устремляются вперёд. Метатели добегают до финишной линии, огибают каждый свой флажок и возвращаются обратно. Бегуны подбирают мячи после броска метателей, чтобы попасть ими в метателей. За попадание команда бегунов получает очко. Мячи снова кладутся между флажками, на старт выходят очередные два метателя и два бегуна. Так продолжается до тех пор, пока все метатели не выполнят бросок и перебежку (каждый раз подсчитываются очки, полученные командой бегунов). После этого команды меняются ролями.

    Побеждает команда, набравшая больше очков.

    Правила игры: 1. Метатели и бегуны выбегают вперёд одновременно после команды "Марш!" 2. Метание и перебежки выполняются в коридоре шириной 10-15 м. 3. Метатели после броска обязаны обежать флажок на финишной линии, в противном случает они считаются осаленными.

    Игра 4

    Подготовка. В центре площадки (или зала) ставится стойка высотой 1,5-2 м. Одна команда, рассчитавшись по порядку номеров, занимает место вокруг стойки, а другая, разделившись на две группы, размещается за лицевыми линиями.

    Содержание игры. Игроки команды, стоящие за линиями, перебрасывают между собой волейбольный мяч, стараясь попасть им в стойку. Игроки команды, находящейся недалеко от стойки, по очереди перебегают от одной лицевой линии (наступают на неё ногой) до другой и возвращаются обратно на место, которое занимали перед началом игры. За каждого перебежавшего команда получает одно очко. Игра продолжается 16-20 мин, при этом через 8-10 мин команды меняются ролями.

    Выигрывает команда, сделавшая за это время больше перебежек, т.е. набравшая больше очков.

    Правила игры: 1. Если команде, перебрасывающей мяч, удастся попасть в стойку, игроки на площадке меняются ролями. 2. Стоящие внутри площадки не должны заступать за линию круга (диаметром 2 м), проведённую вокруг стойки. 3. Защитникам нельзя умышленно задерживать мяч. 4. Игрокам, находящимся внутри площадки, нельзя выбегать раньше появления предыдущего бегуна.

    Игра 5

    Подготовка. Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

    Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

    Правила игры: 1. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. 2. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. 3. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.

    ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С МЕТАНИЕМ НА ДАЛЬНОСТЬ И В ЦЕЛЬ

    "ОХОТНИКИ И ЛИСЫ"

    Играющие - "лисы", образуют круг, в центре которого водящий с мячом в руках -"охотник". По сигналу лисы разбегаются, а охотник пытается мячом выбить одного из играющих. Осаленная лиса становится охотником. Охотники, уже вдвоем передавая мяч между собой, выбивают лис. Если лисы смогут перехватить мяч, то они передают его уже между собой, поменявшись ролями. Игра длится определенное время, выигрывает команда, имеющая в плену больше игроков противника.

    "ПОПАДИ МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

    Играющие делятся на 2-4 команды, которые выстраиваются в колонну по одному за линией старта. На расстоянии 4-6 м от линии старта напротив каждой колонны ставится булава. У ног первых игроков на линии лежит мяч. По сигналу первые игроки, катя мяч по полу, стараются им попасть в булаву, бегут за мячом и передают его следующему. Выигрывает команда, сумевшая опрокинуть булаву, большее количество раз.

    "ДВИГАЮЩАЯСЯ ЦЕЛЬ"

    Играющие разбиваются на пары в командах и образуют в парах шеренги на расстоянии 4-5 м. В руках у направляющих баскетбольный мяч. В начале каждой команды располагается водящий с обручем. По сигналу водящий начинает двигаться с обручем, поднятым вверх. В это время направляющие выполняют передачу партнеру в обруч. Важно, чтобы мяч не коснулся пола при передаче мяча, а за каждое попадание в обруч команда получает очко.

    "ОТОРВИ ХВОСТ"

    Играющие делятся на две команды. Одна команда встает в квадрат в виде змейки, держась руками за пояс друг друга. Другая команда встает за квадрат. По сигналу эта команда пытается мячом выбить игрока, стоящего последним в змейке. Впереди стоящий игрок старается помешать это сделать, постоянно перемещаясь и поднимая руки. Если команде, располагающейся за кругом, удалось выбить последнего в змейке, то выбитый выходит за квадрат. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.

    "МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

    У каждого из играющих в руках по теннисному мячу, которые располагаются на линии метания. На расстоянии 10 шагов водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх. Задача играющих попасть в летящий мяч. За каждое попадание дается очко. Побеждает игрок, который за 8-10 попыток набрал больше очков.

    "СНАЙПЕРЫ"

    Играющие образуют две команды. Если все играющие не умещаются в одну шеренгу, то одна команда становится за другой. Все играющие получает по теннисному мячу. Команды располагаются перед линией метания. На расстоянии 6-7 м от нее становятся в ряд 10 городков двух цветов на расстоянии шага один от другого, причем у каждой команды городки определенного цвета. По сигналу игроки одной команды одновременно метают мячи в городки. Сбитый городок своей команды отодвигается на шаг дальше от линии метания. Сбитый городок другой команды ставят на шаг ближе к линии метания. Затем то же выполняет другая команда. Каждая команда метает мячи 3-5 раз. Побеждает команда, сумевшая дальше отодвинуть свои городки от линии метания. При этом учитывается, на сколько шагов отодвинуты городки.

    "ПОПАДИ В ЦЕЛЬ"

    Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 баскетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за баскетбольными мячами.

    "ЗАЩИТА УКРЕПЛЕНИЙ"

    Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу чертится круг, в центре которого ставятся булавы или низкая стойка. Выбирается водящий, который становится в середину круга для защиты укреплений. У стоящих по кругу волейбольный мяч. По сигналу играющие начинают сбивать мячом 3 булавы. Защитник закрывает треножник, отбивая мяч руками и ногами, но ему не разрешается держать булавы руками. Игрок, которому удается сбить укрепления, меняется местами с защитником. Игра идет установленное время. Играющим не разрешается заходить за линию. Если защитник сам свалил укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент находился мяч.

    "ОХОТНИКИ И УТКИ"

    Играющие делятся на две команды - "охотники" и "утки". Охотники становятся по разные стороны, разбившись пополам на расстоянии 7-10 м. Утки произвольно располагаются в центре. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники, перебрасывая мяч в разных направлениях, не заходя за линию, стараются осалить им уток, а те в свою очередь увертываются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выходит из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются ролями. Победитель команда - дольше продержавшаяся в центре.

    "ЗАЩИЩАЙ ГОРОД"

    Играющие встают в круг на расстоянии одного шага с 6-8 мячами. В середине круга построен городок, т.е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч. Городок охраняют три сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто собьет мячом кеглю, встает на место сторожа. Но игрокам нельзя пропускать мяч, отбитый сторожем за круг. Все сторожа и нападающие работают только ногами.

    "ПЕРЕСТРЕЛКА"

    Играющие делятся на две команды и свободно размещаются на своем поле (рис.10). Тренер подбрасывает мяч в центре между капитанами, которые стараются отбить мяч своим партнерам. Получив мяч, игрок старается попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Противник укрывается от мяча и в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Игрок, осаленный мячом, идет за линию плена в противоположную команду, пока его не выручат свои игроки, перебросив ему мяч. Играют 10-15 мин., после чего подсчитывают пленных в каждой команде.

    "ПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ"

    Играющие становятся по кругу. У одного игрока волейбольный мяч. В центре круга водящий. Игроки, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего (не разрешается попадать в голову). Водящий увертывается от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местами. Играют 5-7 мин. после чего отмечаются наиболее ловкие водящие.

    "ШТАНДР"

    Играющие образуют круг, в середине которого водящий с мячом. Со словами: "Мячик к верху!" - бросает мяч к верху. Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Штандр!". Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если водящий промахнулся, то он остается вновь водящим.

    "УВЕРТЫВАЙСЯ ОТ МЯЧА"

    Играющие делятся на три команды. Также на три части делится площадка. Каждая команда размещается на своем участке в произвольном порядке. У одного из игроков, находящихся между двумя другими мяч. По сигналу команда, занимающая средний участок, старается попасть мячом в игроков, находящихся на крайних полях. А те в свою очередь, стремятся сделать по возможности больше попаданий в игроков, располагающихся на среднем участке. По истечении времени, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

    "ОХОТНИКИ"

    Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места, но могут ловить мяч. Если игрок после команды "Стой" сошел с места, он заменяет охотника.

    "ЗАЩИЩАЙ ТОВАРИЩА"

    Играющие становятся в круг, имея один волейбольный мяч. В центре два водящих - в одного бросают мяч, а другой его защищает, отбивая. По сигналу играющие начинают бросать мяч в водящего, стремясь его осалить. Если играющие попадут мячом в водящего, то в середину идет попавший игрок, а игрок, бывший в защите, занимает место осаленного. В заключении отмечается игрок, хорошо защищавший партнера.

    "КРУГОВАЯ ЛАПТА"

    Играющие делятся на две команды - водящие и игроки поля. Водящие образуют большой круг, а игроки поля в центре этого круга. По сигналу водящие стремятся попасть мячом в игроков поля. Игроки поля, увертываясь от мяча, могут его ловить. Если игрок запятнан, он временно выбывает из игры. Если же он поймал мяч, то он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших. Игра длится определенное время (3-5 мин.), после чего подсчитываются оставшиеся игроки поля и играющие меняются местами. Выигрывает команда, сумевшая запятнать больше игроков поля.

    "СТОЙ"

    Игроки выбирают водящего, а остальные игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с волейбольным мячом находится в кругу. По сигналу водящий ударяет мячом в пол и вызывает один из номеров. Этот номер бежит в середину круга и старается поймать мяч, а остальные разбегаются по площадке. Как только он поймает мяч, он кричит:

    "Стой!". Играющие должны остановиться и стоять неподвижно на месте, а водящий старается попасть мячом в любого игрока. Если он не попал в игрока, то он бежит за мячом, а играющие вновь разбегаются по площадке. Если водящий попадает, то играющие меняются ролями.

    "УГЛОВОЙ МЯЧ"

    Играющие разбиваются на две команды по 4,8,16 игроков в каждой. Игроки одной из команд занимают ясно обозначенные линиями углы четырехугольника или шестиугольника (Рис.11). Их задача осалить мячом как можно больше соперников, которые располагаются в многоугольнике, длина и ширина которого имеют различные размеры в зависимости от подготовленности занимающихся. По сигналу наружные игроки,

    передавая мяч друг другу, стараются попасть мячом в соперников, находящихся Рис.11

    внутри многоугольника и могут бросать только из-за угла. Если бросок оказался точным, то команде, бросавшей мяч, засчитывается очко. Если же внутреннему игроку удалось увернуться от мяча, наружные убегают со своих мест внутрь круга, а внутренние как можно быстрее стараются поднять мяч. Поднявший его кричит:

    "Стой!" и бросает мяч с того места, где он его поднял в одного из наружных игроков, которые по команде "Стой!", обязаны остановиться и не вправе уклоняться от мяча. Если бросающий осалит соперника, его команда получает очко. Игра продолжается до обусловленного числа очков, после чего команды меняются ролями. Победитель - команда, сумевшая за более короткий промежуток времени, набрать положенную сумму очков.

    «Ручей»

    Цель: обучение детей выполнению согласованных быстрых коллективных действий.

    Количество игроков: 8–20.

    Инвентарь:

    Инструкция. Играют две команды, игроки которых выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15–20 м от нее обозначают место поворота (флажок, набивной мяч). По сигналу направляющие команд бегут к месту поворота, обегают предмет, возвращаются к команде и берут за руку очередного участника. Теперь они бегут вдвоем, держась за руки, обегают поворот, возвращаются, берут за руку третьего, и так продолжается, пока все игроки не будут бежать вместе, держась за руки. Побеждает команда, закончившая бег первой и без нарушения правил.

    Методические указания. Игра большой интенсивности, поэтому нужно следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

    «Вызов номеров»

    Цель: воспитание внимания, развитие быстроты и ловкости.

    Количество игроков: 10–20.

    Инвентарь: флажок или набивной мяч для обозначения места поворота.

    Инструкция. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 м от нее напротив каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают ее и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым – 2 очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков.

    Методические указания. Игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

    «Догони обруч»

    Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

    Количество игроков: 6–15.

    Инвентарь: обручи по числу играющих.

    Инструкция. Для игры обозначают стартовую линию, в 5–6 м от нес – контрольную, а в 8–9 м от стартовой – финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока – обруч. По первому сигналу стартующие делают замах обручем, по второму – выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигает контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

    Методические указания. Падение обруча считается ошибкой.

    «Самый ловкий»

    Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, быстроты и точности движений.

    Количество игроков: 6–15.

    Инвентарь: мячи по числу игроков.

    Инструкция. Игроки выстраиваются на стартовой линии двумя-тремя командами. Направляющие подбрасывают мяч, бегут вперед (все в одном направлении) как можно дальше, но с таким расчетом, чтобы поймать мяч на обратном пути. Поймав мяч, игрок возвращается на свое место. Побеждает та команда, у которой окажется в сумме наибольшее расстояние от стартовой линии.

    Вариант: играющие подбрасывают мяч, садятся, встают и ловят его, после второго подбрасывания выполняют упор лежа, после третьего – бегут вперед до обозначенной линии и ловят мяч.

    Методические указания. Учитываются все случаи, когда мяч пойман, отмечается и личный рекорд.

    Цель: воспитание чувства ответственности и развитие скоростно-силовых качеств.

    Количество игроков: 6–15.

    Инвентарь: набивные мячи.

    Инструкция. Две-три команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. По сигналу первые номера выполняют прыжок в длину с места, вторые выполняют прыжок с места приземления первых и т.д., пока не выполнит прыжок последний в команде.

    Вариант: вместо прыжка может выполняться бросок набивного мяча.

    Методические указания. Побеждает команда, имеющая самый дальний суммарный прыжок.

    «Челночный бег»

    Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, выносливости и ловкости.

    Количество игроков: 6–15.

    Инвентарь: кегли (набивные мячи, стойки).

    Инструкция. Для проведения игры обозначают стартовую линию, в 8–10 м от нее – место поворота, затем через каждые 3 м еще три точки поворота (кегли, набивные мячи, стойки). По сигналу ведущего направляющие обеих команд бегут к первой отметке, поворачивают, бегут к линии старта, затем снова – до второй отметки, пока не пробегут все точки поворота. После этого в игру вступают следующие участники команды. Победитель – команда, закончившая бег первой.

    Вариант: у каждой команды предметы: флажки, палочки – по количеству поворотов. На каждом повороте бегун оставляет один из предметов, а бегущий за ним поднимает его и передает следующему.

    Методические указания. Игра большой интенсивности, поэтому необходимо следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.

    «Точно в цель»

    Цель: развитие глазомера, точности движений.

    Количество игроков: 5–10.

    Инвентарь: 10–12 кеглей, теннисные мячи.

    Инструкция. На расстоянии 10 м от линии старта, где шеренгой с теннисными мячами выстраивается команда, размещаются 10–12 городков (кеглей) на расстоянии 50–80 см друг от друга. По сигналу ведущего игроки команды одновременно бросают мячи, стараясь сбить как можно больше городков. По количеству сбитых городков определяется победитель (команда).

    Вариант: можно использовать разные по весу и диаметру мячи.

    Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

    Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с элементами баскетбола

    «Охотники и утки»

    Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции.

    Количество игроков: 10–20.

    Инвентарь: небольшие мячи.

    Инструкция. Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу за чертой, а «утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники» стараются «запятнать» «уток» мячом. Они, бегая и прыгая внутри круга, уворачиваются от мяча. «Подстреленная утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «убиты» все «утки». Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда «охотников», которая быстрее «запятнала» всех «уток».

    Методические указания. Игра большой интенсивности. Необходимо следить за тем, чтобы играющие не перевозбудились.

    «Выручалка»

    Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции, взаимовыручки.

    Количество игроков: 10–20.

    Инвентарь: небольшие мячи.

    Инструкция. Играют две команды. Условия и порядок игры те же, что и в предыдущей игре. За кругом располагаются водящие, внутри круга – игроки поля. Отличие игры в том, что игроки на поле могут «выручать» тех, кого уже «запятнали»: игрок поля, поймавший мяч, «запятнанным» не считается и имеет право ввести на поле игрока, ранее вышедшего из игры.

    Методические указания. Педагогу (инструктору, вожатому) следует быть особо внимательным, так как эта игра отличается большой интенсивностью.

    «Живая корзина»

    Цель: развитие точности и улучшение координации движений.

    Количество игроков: 5–6.

    Инвентарь: баскетбольные мячи, табуретка.

    Инструкция. Если нет баскетбольных щитов, то игра может проходить по упрощенным правилам. Площадка размечается условно, вместо щита и баскетбольной корзины на возвышении (табуретке) стоит игрок. Его задача заключается в том, чтобы, не сходя с места, поймать брошенный ему мяч. Игра ведется по упрощенным правилам баскетбола (без аутов). Продолжительность игры – два тайма по 5 минут.

    Методические указания:

    • Каждый из играющих по очереди становится «живой корзиной».
    • Выигрывает тот, кто сумеет поймать больше мячей.

    «Встречная эстафета»

    Цель: развитие точности и быстроты движений.

    Количество игроков: 8–16.

    Инвентарь: два мяча.

    Инструкция. Игроки каждой команды делятся на две группы и строятся в две колонны лицом друг к другу на расстоянии 12–14 м. У направляющих рядом стоящих колонн – по мячу. По команде направляющие выполняют ведение мячей к противоположным колоннам. Обойдя колонну сзади против часовой стрелки, игроки подводят мячи к началу колонны, передают направляющему, а сами становятся в конец колонны.
    Выигрывает команда, быстрее поменявшаяся местами в колоннах и правильно выполнившая задание.

    Методические указания. За допущенные ошибки игрокам могут начисляться штрафные очки, влияющие на общий результат игры.


    1-й вариант. Чей мячик, сильно брошенный в стенку, приземлится на самую дальнюю полоску? (См. рис. 1.)

    2-й вариант. На земле на расстоянии 3 м от линии метанья чертят кружок диаметром 80 см. На расстоянии 5 м от него проводят первую контрольную черту, в 2 м от нее - вторую и т. д. Всего - 6 контрольных линий.

    Играющие метают теннисный мяч по очереди. Если мяч, попав в кружок, отскочит за первую контрольную ли­нию, то метатель получает 1 очко, за вторую - 2 очка и т.д. Побеждает набравший больше очков за три броска (рис. 2).

    «Сильный бросок». Играющие, разделившись на две команды, встают одна против другой на расстоянии 20 м за линиями. Впереди, в 3 м от каждой линии, проводится еще по одной параллельной («городской») черте. Посере­дине площадки - баскетбольный мяч, а у всех игроков - по одному малому мячу. По сигналу играющие (в произ­вольной очередности) бросают мячи в баскетбольный мяч, стремясь перекатить его за «городскую» черту противника. Выигрывает команда, перекатившая мяч первой.

    «Снайперы». Играющие встают в одну шеренгу и рас­считываются на первый-второй. Первые номера составляют одну команду, вторые - другую. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки обра­зуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда.

    Игрокам одной из команд дается по малому мячу. Впе­реди шеренги на расстоянии 6 м от черты метания и па­раллельно ей ставятся в ряд, с промежутками в 1-2 шага, 10 городков: 5 - одного цвета и 5 - другого цвета, впере­межку.

    Каждой команде присваиваются городки определенно­го цвета. По сигналу учителя команды по очереди (зал­пом, все играющие одновременно) метают мячи в городки. Каждый сбитый городок своего цвета отодвигается на шаг дальше. Сбитый городок, принадлежащий другой команде, подставляется на один шаг ближе. Команда, сумевшая за время игры дальше отодвинуть свои цели, выигрывает (учитывается общее количество шагов, на которое оказа­лись отодвинуты цели).

    Правила: 1. После того как мячи брошены, сбитые го­родки ставятся на новые места. 2. Брошенные мячи соби­раются игроками другой команды после того, как сбитые городки поставлены на новые места. 3. Для поднимания и расстановки сбитых городков назначается один из играю­щих.

    «Охотники и утки». Игру целесообразно включать в уроки, которые проводятся в спортивном зале. Поле для передвижения уток составляет от 8 до 14-16 м (в зави­симости от размеров зала). Игра проводится на время: кто быстрее «перестреляет уток», тот и выиграл. Команды можно делать как однородные (мальчики и девочки от­дельно), так и смешанные. Общее время на игру 7-8 мин.

    «Игрок в круге». Один ученик находится в круге диа­метром 1,5 м. Двое других становятся с противоположных сторон на расстоянии 6 м от круга и пытаются попасть

    мячом в стоящего в круге. Тот, кто попадет в игрока, ме­няется с ним местами (рис. 3).

    «Попадание мячом в цель с отскока».

    1-й вариант. Ударив мяч о стену, попасть в мишень, находящуюся на полу (нарисованный круг, булава, мяч).

    2-й вариант. Ударив мяч о пол, попасть в мишень, находящуюся на стене или на возвышении (рис. 4).

    Каждая команда имеет право на 1 попытку. Попадания в цель суммируются.

    «Кто точнее?» Метание малого мяча в мишень.

    1-й вариант. Игроки выстраиваются в две колонны по одному за линией, которая обозначена в 5-10 м от стены. На стене нарисованы два круга диаметром 25- 50 см. По сигналу игроки бросают по очереди мяч в цель (правой рукой, левой, с двух рук и т. д.). Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму попаданий в цель.

    2-й вариант. Метание малого мяча в мишень в форме пяти кругов с диаметрами 20, 40, 60, 80 и 100 см. Центральный круг обозначается цифрой 5, а остальные со­ответственно - 4, 3, 2 и 1, что дает возможность сравни­вать результаты, подсчитывать сумму очков, набранную за обусловленное число бросков.

    МБОУ СОШ №11, г. Белгород

    Подвижные игры в секции легкой атлетики

    (В занятиях с метателями)

    С.В. Пономаренко

    учитель физической культуры,

    школа №11, г. Белгород


    Белгород 2012

    Организуя предлагаемые ниже игры для юных метателей, важно особенно тщательно обеспечить условия безопасности, повысить требования к дисциплине участников. Недопустимо метание предметов в места построения команд, нахождение там учеников. Участвовать в играх с метанием снарядов могут не только пионеры, но и ребята старшего возраста.

    По мишеням на стене. Хорошо, если в зале на стене обозначены постоянные мишени в виде кругов на высоте 2,5-3,5 м от пола и в 3 м одна от другой. Внешний круг мишени 1 м, внутренний - 40 см. Для тренировки толкателей ядра проводится эстафета с метанием набивного мяча из круга с расстояния 5-7 м от стены в зависимости от подготовки занимающихся. За попадание в малый круг мишени каждому дается 10 очков, а в большой - 5 очков. Побеждает команда, набравшая больше очков. Для метателей копья расстояние от стены увеличивается до 10-16 м. Метают ребята теннисные мячи, мешочки с песком (200 г) с разбега, стараясь попасть в цель. Подсчет очков аналогичен описанному выше. За промах очки не присуждаются. Можно учитывать также технику выполнения упражнения.

    От щита в поле. Игроки метают теннисные мячи в стену или в баскетбольный щит на дальность отскока. Поперек площадки чертят метровые коридоры, обозначенные цифрами. Чем линия дальше от стены, тем большее число очков получает метатель, мяч которого туда отскочил. Наибольшая сумма очков всех членов команды определяет победителя.

    Мешочки с песком или теннисные мячи можно метать в баскетбольный мяч, который подбрасывает учитель. Попавший в летящую мишень получает 1 очко. В вертикальную мишень (плетенку из хвороста), укрепленную на стойках, или в горизонтальную цель (круги на земле) хорошо метать дротик (толстый прут) или облегченное копье.

    Поймай на ходу. Игру лучше проводить в ходе разминки. Группа из 6-8 человек медленно бежит по кругу, соблюдая дистанцию в 2 м. У направляющего в руках набивной мяч (1,5-2 кг). Этот игрок делает резкое ускорение, бросает мяч над головой назад, пропускает бегущих вперед и пристраивается сзади. Бегущий следом, став первым, должен поймать мяч. Второй номер бросает мяч третьему и т.д. Как только мяч окажется у начинавшего игру, руководи гель дает свисток. Все поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении, повторяя упражнение. После игры отмечаются те, кто не поймал мяч и плохо бросал его, а также ребята благодаря стараниям которых мяч ни разу не оказался на полу. Упавший мяч поднимает тот, кому он адресован, после чего игра продолжается

    Толчок за толчком. Игра проводится на футбольном поле, широкой беговой дорожке или на просторной поляне. За лицевой поперечной линией футбольного поля, например, выстраиваются 4-5 игроков с ядрами или набивными мячами. По сигналу ребята толкают одновременно свои снаряды в поле. С отметки, где упало ядро каждого игрока, по сигналу производится новый толчок и т.д. Задача каждого за меньшее число толчков пройти расстояние до противоположной стороны футбольного поля (или площадки шириной в 40-50 м, если на ней проводится игра). Если игра носит командный характер, побеждает тот коллектив, чьи игроки за меньшее в сумме число попыток преодолели дистанцию.

    Из круга в круг. Игра проводится в виде эстафеты, где первые номера команд, построившихся в колонны, толкают набивной мяч вперед из круга диаметром 40-60 см. Толчок можно производить и из большого обруча, положенного на землю. Игроки стараются попасть мячом во второй круг, начерченный перед каждой командой (расстояние зависит от подготовленности занимающихся). У второго круга мяч подхватывает другой игрок команды и передает из рук в руки второму номеру колонны. Бросающий игрок занимает позицию у второго круга. Игра заканчивается, когда первый, вернувшийся в колонну, снова получит мяч. Ребята, наиболее верно рассчитавшие силу броска и попавшие в круг, приносят команде 2 очка. В случае падения мяча за линию (на кольцо обруча) команде начисляется 1 очко. Если игрок промахнулся, команда очков не получает. Итоги подводятся по числу набранных очков.

    Из квадрата в круг. Игра напоминает описанную выше, но вместо мяча толкают облегченное ядро. Учащиеся делятся на две команды по 5-6 человек. Для каждой делается разметка. На земле чертят четыре квадрата в 0,5 м один от другого, а перед первым (расстояние зависит от подготовленности занимающихся) обозначается круг d = 1 м. Игроки рассчитываются по номерам, после чего первый толкает ядро из первого квадрата в круг. В случае удачи он толкает ядро вторично из следующего квадрата и т.д. Отлично выполнит задание тот, кто попадет в цель из четвертого квадрата. После первых номеров в борьбу вступают вторые, затем третьи и т.д. Соревнование проводится одновременно в двух командах, каждая из которых метает в свой круг. Подсчет очков может производиться внутри каждой команды и между командами: 4 очка получает попавший во все четыре квадрата, 3 - в три квадрата и т.д. Победителя определит наибольшая сумма набранных очков. Если игра проводится в зале, то толкать ядро можно из квадратов на два сложенных вместе мата, где чертится круг. По усмотрению учителя ядро можно заменить набивным мячом. Это зависит от подготовленности учащихся и условий проведения игры.

    Через сетку набивным мячом. Всем известна игра пионербол, которая обычно ведется через сетку с использованием двух волейбольных или баскетбольных мячей. Если же ребятам дать набивные мячи весом 2-3 кг, то игра будет сложнее, так как переброска мячей требует не только ловкости, но и силы. Можно ввести и дополнительное правило, согласно которому каждая команда на своей площадке делает по две передачи и только третьим броском направляет мяч через сетку на сторону соперника. В этой игре команды состоят из 5-8 человек. По свистку стоящий в дальнем углу (как в волейболе) начинает передачи. Главная задача - скорее перебросить мяч через сетку, чтобы на половине площадки соперника оказались одновременно два мяча. Эта команда проигрывает 1 очко, а мячи после этого вводят в игру на каждой стороне новые игроки. Сетку можно заменить веревкой с привязанными к ней ленточками (для лучшей видимости), которая натягивается на высоте 2 м.

    Хорошо, если игроки пользуются не только передачами, но и толчками мяча рукой от плеча (особенно перебрасывая его через сетку). Такое правило можно установить. Вместе с тем правила не допускают бросков мяча под сеткой или за пределы площадки. Игроки, допустившие эти ошибки, дают сопернику 1 выигранное очко.

    Через планку за отметку. Между стойками в 2 м от земли натягивается шнур. Перед стойками чертится линия (расстояние зависит от подготовленности занимающихся), откуда игроки поочереди толкают набивной мяч или ядро через шнур. За стойками проводятся 10 параллельных линий в 50 см одна от другой. В зависимости от места падения снаряда начисляется определенное количество очков (между первыми двумя отметками - 1 очко, между второй и третьей - 2 очка и т.д.).

    Баскетбол метателей. Игра приближена к баскетболу и проводится на баскетбольной площадке. Однако команды играют набивным мячом и метают его не в корзину, а в щит. Ребята не придерживаются также некоторых правил (ведения мяча, правил трех секунд и др.), специфичных для обычного баскетбола. Можно условиться метать мяч в щит одной рукой (имитируя толчок) или только из-за линии штрафного броска. Победитель определяется по истечении установленного времени. За попадание мячом щит из-за линии штрафного броска начисляются 2 очка, с более близкой точки - 1 очко

    В другом варианте метание в щит производится с места. Соревнование проводится одновременно между двумя командами каждая из которых стоит в 8-10 шагах от своего щита Вместо щита можно метать мячи в круги диаметром 1,5-2 м.