• Служба в храме на вербное. Вербное Воскресенье - Неделя Ваий: царский путь

    Светлое Вербное воскресенье – большой церковный праздник, имеющий очень важное значение для всего христианского мира. Учредили его много веков назад в память о грандиозном событии – входе Господнем в Иерусалим. Библия рассказывает, что миряне, узнав об удивительно способности Иисуса творить чудеса, призвали его в свой город и предложили место правителя. Они надеялись, что Христос решит их житейские проблемы, а он хотел лишь одного – дать всем живущим прощение и освобождение от грехов.

    Как проводить Вербное воскресенье и что делать в этот знаменательный день, довольно четко указывает церковный канон. Согласно его информации, в момент праздника нужно посещать торжественную службу, освещать вербные веточки и читать молитвы во славу Господа. После службы освященные побеги необходимо принести домой и спрятать за иконами, как оберег от всего плохого на ближайшие 365 дней. С прошлогодними вербами можно расстаться, отпустив их вниз по течению реки или предав огню. А вот чего нельзя делать в этот день, так это – работать, убираться в доме, стирать, мыться, заниматься хозяйством и обременять себя тяжелыми мыслями. Только позитивные думы и светлые чаяния помогут открыть сердце и наполнят его Божьей благодатью.

    Что делают в Вербное воскресенье в церкви

    Несмотря на популярность Вербного воскресенья, далеко не все знают, что делают в этот день в церкви. Еще меньшему количеству людей известно, что празднование начинается еще накануне в субботу вечером. В это время самые усердные веряне приходят в храмы на Всенощное бдение и приносят с собой веточки ивы и вербы. Священники читают ритуальные молитвы из Евангелия, затем произносят 50-й псалом и окропляют святой водой свежие, нежные побеги. После действа растения передают прихожанам, и они стоят с вербой и зажженными свечами вплоть до конца службы.

    Обряд окропления повторяют и непосредственно в само Вербное воскресенье. Происходит это в момент праздничной утренней службы. Святые отцы, облаченные в нарядные, торжественные одежды всех оттенков зеленого цвета, служат красивую Литургию Иоанна Златоуста и освящают веточки под ритуальные песнопения. Потом прихожане забирают растительность домой и ответственно хранят до наступления следующей Пасхи. По преданию, верба оберегает семью от злобы, бед и напастей.

    Что нельзя делать в Вербное воскресенье и почему

    Вербное воскресенье входит в перечень двунадесятых церковных праздников и символизирует Вход Господень в Иерусалим, благодаря чему высоко почитается в христианском мире и имеет свои строгие каноны. Существует целый список того, что нельзя делать в этот светлый день и в первую очередь священный устав запрещает верующим выполнять любую работу, как по дому, так и на земле. Строгое табу распространяется даже на приготовление пищи. Считается, что христиане должны подготовить нужные блюда заблаговременно, а в праздничный день хозяйке остается только поставить их на стол и предложить семейству, родным, близким и друзьям.

    Что касается меню, его планируют с учетом требований Великого Поста, на период которого и выпадает знаменательная дата. Никаких особенных роскошеств позволить себе не удастся, так как мясо-молочные, жирные, копченые и высококалорийные сладкие продукты еще под запретом. Единственное, чем допустимо разнообразить рацион, это рыба и дары моря.

    Не стоит в день Вербного воскресенья убирать по дому, стирать и мыть посуду. Вполне вероятно, что грязных тарелок накопится много и они займут почти всю раковину, но заняться ими лучше на следующий день, в крайнем случае максимально поздним вечером.

    Запрет распространяется также на вынос мусора, хлопоты по хозяйству и чистку помещений, где содержится скотина. Домашних животных на Вербное воскресенье только кормят, но постилки из сена не меняют, помет не выносят и в загонах не чистят.

    Не рекомендуется в день светлого праздника стричь и окрашивать волосы и ногти, купаться в ванне и делать косметические процедуры. Достаточно просто умыть лицо и руки прохладной водой и промокнуть полотенцем или льняной салфеткой. Никаких иных гигиенических действий производить не стоит, если, разумеется, этого не требую элементарные правила ежедневной личной гигиены.

    Вербное воскресенье — что делать с вербой после богослужения: приметы и обычаи

    В Вербное воскресенье побеги вербы необходимо обязательно отнести в церковь, освятить и продержать в руках весь период торжественной службы. По приданиям, после этого ритуала растение приобретает совершенно уникальные свойства и становится своеобразным оберегом, зашитой и лечебным средством.

    Что делать с вербой, освященной в церкви – народные традиции

    • Для обретения здоровья на ближайший год веточкой освященной вербы постучать по телу и сказать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля».
    • Пациентам, желающим избавиться от болезней и недугов, поводить вербной веточкой по тем точкам на теле, какие больше всего беспокоят и прочесть такой заговор: «Святой Дух, через вербу входи - болезнь уводи. Верба придет - болезнь унесет».
    • Чтоб не мучила бессонница, поставить побеги вербу у изголовья кровати, посмотреть на нее и произнести: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
    • Для защиты от лихорадки снять с освященной веточки 9 сережек и проглотить их.
    • Женщинам, долго пытающимся забеременеть, ежедневно употреблять в пищу вербные шишечки. Долгожданное зачатие скоро состоится.
    • Чтобы важное дело точно увенчалось успехом, перед переговорами оторвать три шишечки от освященной вербы и съесть их. Старики говорят, что этот ритуал очень сильный и прибегать к нему следует только в самом крайнем случае.
    • Для привлечения богатства на Вербное воскресенье посадить в горшок комнатный цветок или растение с мясистыми, сочными листьями.
    • В момент грозы поставить веточки вербы у окна. Это убережет дом от попадания молнии.
    • Для обретения гармонии в сердце и душевного спокойствия в крышу дома воткнуть веточку освященной вербы (в обычной городской квартире просто прикрепить ее в верхнем углу потолка).

    Вербное воскресенье — что делать с прошлогодними вербами: ритуалы и традиции

    В преддверии очередного Вербного воскресенья веряне начинают интересоваться, что же делать с прошлогодними вербами. Церковные тексты утверждают, что выбрасывать старые побеги ни в коем случае нельзя, ведь они окроплены святой водой и несут в себе заряд божественной энергии. Лучше всего избавиться от них следующими способами:

    • пустить вниз по течению в ближайшем от дома водоеме;
    • сжечь, а пепел развеять над водой или просто высыпать в каком-то безлюдном месте;
    • посадить в землю возле реки или в лесу, если веточки пустили корни;
    • положить в гроб умершего родственника или знакомого;
    • зажечь, как свечу и освятить весь дом, параллельно читая при этом одну из христианских молитв;
    • перед Вербным воскресеньем прошлогодними ветками обмести весь дом, включая самые укромные уголки, а потом сжечь на свежем воздухе, произнеся благодарственные слова за оберегание жилища от напастей.



    Для многих верующих актуален вопрос, когда освящать нужно вербу: в субботу или все таки воскресенье. Потому что, с одной стороны именно воскресенье в народе называется , но с другой стороны, многие вечером в субботу Лазаря уже идут к храмам с праздничными букетиками. Попытаемся разобраться в вопросе как делать правильно и почему.

    О традиции освящения

    Вербные букетики в народе, действительно, принято заготавливать в Лазареву субботу. В этот день собирают у водоемов саму вербу, а вот веточки ивы и березы можно сорвать еще раньше и поставить их в вазу, чтобы они за несколько дней до праздника распустились. Свой букетик, чтобы он был еще более праздничным и нарядным, можно украсить дополнительно ленточками.

    Затем уже на вечернюю праздничную службу в субботу Лазаря в храм можно отправляться с этими веточками. Но нужно понимать, что первое их освящение священник проведен только поздним вечером практически под окончание службы. Это уже бывает, как правило, ночью. Так что, если не планируется так много времени провести в храме, то в это раз букетики лучше с собой не брать. А проснуться утром в Вербное воскресенье и уже при параде со своими веточками отправиться в храм.




    Как правило, праздничная утренняя служба в этот важный христианский праздник, последнее воскресенье перед Пасхой Христовой, начинается в девять утра и длится несколько часов. После этой службы проводится повторный обряд освящения праздничных букетиков.

    Что делать с освященной вербой

    Когда букетики вербы освящены, они становятся неприкосновенным. Ведь вместе со святой водой на них как бы снизошла благодать Святого Духа. Поэтому, это уже не просто красивые украшенные веточки, а настоящая реликвия. Нужно по традиции хранить букетик дома в красном уголке.

    На Руси, если кто-то в течение года болел или у него ухудшалось душевное состояние, то обрывали несколько почек и добавляли больному в еду. Или же просто клали вербу у изголовья кровати, считая, что растение поможет излечить болезнь телесную или душевную, быстрее восстановить силы. Некоторые точно также поступают и сейчас, церковь ничего против этого обряда не имеет, но все таки в проповедях довольно часто можно услышать, что это все таки народные суеверия. Потому что, главное, что нужно сделать в день Вербное воскресенье - это поприветствовать Господа в своей душе, а уже вербные букетики и другие материальные ритуалы даны для того, чтобы лучше и проще понять суть происходящего.




    Куда деть старый букетик?

    Если верующий человек отмечает Вербное воскресенье каждый год, то дома у него должно быть много прошлогодних букетиков. По идее, на самом деле, когда новая верба этого года приносится в дом, то старую нужно утилизировать. Но утилизация происходит не просто, выкинув ветки в мусорное ведро. Как уже отмечалось выше, освященные веточки - это реликвия святая и то, что прошел год, реликвия не перестала быть святой.

    Поэтому, имеются разные варианты предпочтительной утилизации. Как вариант, это может быть сжигание в огне (в храмах также ежегодно проводится ритуал сжигания старой вербы, так что, можно просто приносить ее в храм и складывать в специально выделенное для этого место, а там уже разберутся), можно пустить по реке (должен быть чистый водоем с течением), веточку можно даже закопать (но выбрать для этого тихое и уединенное место).

    Освящение вербы происходит или в ночную службу с на Вербное воскресенье или после праздничной утренней литургии в сам день Вербного воскресенья. Желающих, как правило, очень много, поэтому обязательно продумайте заранее, куда поехать и сколько времени на все про все у вас будет: чтобы точно успеть получить свой свежий освященный вербный букетик.

    Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой! », - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

    Икона «Воскрешение Лазаря». Великий Новгород, XV век

    Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

    Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

    Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

    Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

    Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

    Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

    Вербное воскресение. История праздника

    Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

    Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

    В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

    Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

    В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

    Библиотека Русской веры

    Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

    В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

    Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

    Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

    Русский текст:

    Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

    Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

    Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

    Русский текст:

    Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама.

    «Шествие на осляти»

    В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.


    Западный придел собора Василия Блаженного (Покровского собора на Красной площади) освящен во имя входа Господня во Иерусалим

    На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.


    Празднование Вербного воскресения на Красной площади. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…». Середина 1630-х - первая половина 1640-х гг.

    Вербное воскресение в народных традициях

    К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

    Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

    «Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

    В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

    Вход Господень в Иерусалим. Иконы

    Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.


    Вход Господень в Иерусалим. Первая половина XVI в. Музей им. Андрея Рублева

    Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

    Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва, XVI в.
    Вход Господень в Иерусалим. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в.

    В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.


    Вход Господень в Иерусалим. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Первая половина XVI в.

    Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

    Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.


    Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде

    Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

    Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.


    Рядом с колокольней стоит пятиглавый собор во имя Входа Господня в Иерусалим (перестроен в конце XVIII века). Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1910 г.

    Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

    Душеполезное поучение на Вербное воскресение

    Блаженный Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Матфея (Мф. 21, 1-11, Евангелие дню).

    1-5. И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Исус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».

    Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество (см. Ис. 62, 11. Зах. 9, 9) Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же - воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое - Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов - Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же - царь кроткий.

    6-7. Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Исус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх них.

    Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей - об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо, когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Исус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников.

    8-9. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давыдову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

    Что касается прямого, исторического смысла, то постилание одежд выражает великую честь, а ношение срезанных ветвей - проявление торжества. В смысле же таинственном так понимай: Господь воссел, когда апостолы подослали Ему одежды свои, то есть добродетели. Если душа не украшена апостольскими добродетелями, Господь не воссядет на нее. Предшествовавшие - это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождающие - это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, то есть плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души. Они разостлали тела свои на пути, то есть во Христе. Я есмь путь и истина и жизнь, - говорит Он (Ин. 14, 6). Кто не постелет плоть свою, то есть не уничижит ее, пребывая на пути, во Христе, а уклонится в ересь, на того не воссядет Господь. Осанна, по словам одних, означает «песнь» или «псалом», а по словам других, что вернее, - «спаси нас». Господь называется Грядущим, ибо Его пришествия ожидали евреи. Так и Иоанн говорит: Ты ли Грядущий? (Мф. 11, 3), то есть Тот, пришествия Которого ожидают. Кроме того, Господь называется Грядущим и потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Посему каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к этому.

    10-11. И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Исус, Пророк из Назарета Галилейского.

    Бесхитростный и простой народ не завидовал Христу, но вместе с тем не имел о Нем и надлежащего понятия. Потому-то народ и в данном случае называет Его Пророком. Народ не говорил: это Пророк, но: Пророк, то есть именно Тот, ожидаемый, о Котором Моисей сказал: пророка, как меня, воздвигнет Господь Бог (Втор. 18, 15).

    Куда девать вербовые веточки после Вербного Воскресенья?

    Ветка пальмы В Древнем Египте и Древней Греции символизировала победу, славу, здоровье и долголетие. О своей победе воины Древней Эллады сообщали, отправляя гонца к своим людям с веточкой пальмы.

    В знак победы получали пальмовую веточку участники Олимпийских игр. В Римской империи пальмовые веточки использовали в качестве декора жилища во время праздника Сатурналия. На надгробиях доблестных воинов и знати также оставляли пальмовую ветвь.

    • В Иерусалиме пальмовая ветвь символизировала почитание: героев войны и представителей царской семьи встречали веточками пальмы.
    • Иисуса также приветствовали жители пальмовой ветвью, когда он приехал в Иерусалим, поскольку видели в нем Мессию, о котором знали из пророчеств.
    • Согласно христианской традиции пальмовые ветви — символ вечности, победы Христа над смертью.

    Куда девать старую освященную вербу с прошлого года перед Вербным Воскресеньем?

    Отсутствие пальм в России компенсировали веточки вербы, которая к Вербному Воскресенью обычно начинает распускаться.

    Богослужение во время празднования (Всенощное бдение) дня входа Иисуса в Иерусалим в субботу сопровождается молитвами и пениями, во время исполнения которых и освящают вербу. Происходит это после чтения Евангелия, когда произносится покаянный 50-й псалм.

    Людей, пришедших в храм в этот день, в священник окропляет святой водой и читает особую молитву. Освящение вербных веточек после богослужения — не имеет смысла: важно не выйти с храма с веточкой, а отстоять с ней Литургию.

    • С освященной вербой люди получают помощь, ведь текст молитвы — это просьба соблюсти и сохранить того, кто в руках держит веточку.
    • Веточки вербы, которые были освящены во время службы, приносят домой, чтобы потом поставить их в вазу или прикрепить к иконе.
    • Стоять освященным вербовым веточкам рядом с иконами положено в течение года до наступления следующего праздника.

    • Принесенные домой после богослужения веточки вербы нельзя выбрасывать вместе с остальным мусором.
    • Прошлогодние веточки перед Вербным Воскресеньем сжигают, вынося пепел такое место, где никто не ходит. Можно высыпать пепел в реку (но только не в стоячую воду).
    • Если пустившие корни веточки вербы высадить в грунт, то они быстро приживутся, если обеспечить им обильный полив.

    Где ставят освященные вербные веточки?

    • рядом с иконами
    • закрепляют у распятий
    • ставят возле каминов, печей
    • заносят в стойла домашних животных
    • оставляют в вазочках с водой

    Освященными вербовыми веточками «стегают» детей, чтоб росли здоровыми

    Вербные веточки, освященные во время богослужения, — это мощная защита от напастей, хворей и неурядиц на весь год. Освобождать место для свежих освященных вербных веточек лучше перед походом в церковь на праздничное богослужение или вернувшись из храма.

    Когда распускается верба и цветет?

    • Верба остролистная — это ветроопыляемое растение. Мужские цветы распространяют свою пыльцу в помощью ветра, благодаря тому же ветру мужская пыльца попадает на женские цветы.
    • Цветение ветроопыляемых растений происходит до того, как распустятся листья. Воздушные потоки перемещаются рядом с цветами, перенося легкие зерна пыльцы, а листва не мешает опылению.
    • Ивовые сережки в период цветения обильно покрывает пыльца, привлекающая пчел и шмелей, которые ранней весной находятся в поиске коробочек нектара. Именно поэтому вербу относят ко вторично приспособленным к опылению насекомыми.
    • Красно-бурый цвет побеги вербы в апреле или в начале мая приобретают из-за появляющихся на цветочных бутончиках почках пленочек, которые имеют красноватый оттенок.
    • После этого на ветках раскрываются нежные пушистики серовато-белого цвета. Это мужские вербовые цветы. Они собраны в сережки.
    • Из них вскоре появляются длинные тычинки с пыльцой и серые пушистики превращаются в желтые. Вербовые почки из серых овечек превращаются в крохотных цыплят. К маю-июню у ивы остролистной формируются семена.

    Когда нужно рвать вербу на Вербное Воскресенье?

    Период цветения ивы остролистной как раз и припадает на Вербное Воскресенье. Накануне Дня входа иисуса в Иерусалим, а именно в Лазареву субботу перед Вербным Воскресеньем положено рвать вербу для освящения.

    Как сохранить вербу до праздника Вербного Воскресенья?

    Если вы запаслись вербовыми веточками накануне праздника или за несколько дней до него, то поставьте веточки в воду. Так распустившиеся пушистые почки не засохнут и не завянут.

    Как украсить вербу своими руками в церковь?

    Если вы решили украсить вербные веточки к празднику своими руками, то посмотрите фотоподборку, представленную ниже. Здесь вы найдете много чудесных вариантов.

    Веточки вербы красиво смотрятся с первыми весенними цветами: тюльпанами, нарциссами.

    Собрав своими руками целый букет из вербовых веточек, вы можете обернуть его ленточкой или бечевкой, а в качестве дополнительного элемента декора использовать крошечных птичек или пасхальных кроликов.

    Из искусственных вербовых веточек можно сплести венок или корзинку и положить в нее небольшие декоративные яйца.

    Когда освящают вербу в церкви: в субботу или воскресенье?

    • Праздничное богослужение проходит в ночь на субботу. Во время службы священник читает молитву и окропляет пришедших в церковь людей святой водой.
    • Если вы пришли в церковь без символических веточек, то после службы сможете взять с собой освященную вербу — знак готовности ко встрече со Спасителем.
    • При этом важно не то, сколько святой воды попало на вербу, а то, что она освятилась благодатью Духа Святого.

    Что делать с освященной вербой после праздника?

    Некоторые православные не знают, как поступить с веточками вербы, принесенными из храма. Сорванные накануне обычные веточки становятся святыней, которая напоминает о торжественном появлении Иисуса Христа в Иерусалиме.

    Но кроме этого, веточки вербы, принесенные с церкви, сохраняют свои магические качества весь год, именно поэтому так важно сохранить их в доме до наступления следующей весны:

    • веточки вербы используются в качестве украшения комнат
    • вербовые веточки вместе с другими цветами используют в цветочных композициях, из них делают букеты
    • освященные вербовые веточки можно использовать для очищения дома от зла (веточки поджигают и несут вокруг дома, говоря при этом молитву)
    • с той же целью вербовые веточки сжигают в печи во время выпечки пасхальных куличей
    • после того, как верба выполнит свои функции, ее можно отнести в храм (там ее будут потихоньку сжигать, читая молитвы)
    • прошлогодними вербовыми веточками обметают углы, и, сказав слова благодарности за службу, бросают в огонь
      чтобы детки подрастали и не болели, взрослые в шутку били их вербовыми веточками
    • веточки вербы, сохранившиеся с прошлого Вербного Воскресенья, можно сжечь, высыпав пепел там, где никто не ходит (например, под деревом в саду или в лесу, пепел бросают нередко в текущую реку)
    • вербовые веточки сплавляют по течению воды или ручья

    Сколько должна стоять верба после Вербного Воскресенья?

    • Вербовые веточки, принесенные домой по окончании службы, размещают в тех местах, где стоят иконы. Там они должны простоять целый год до следующей весны. А чтобы веточки простояли долго и не осыпались, поставьте их в пустую сухую вазу.
    • Если же в Вербное Воскресенье вы не ходили в храм и у вас нет свежих вербовых веточек в доме, то можно оставить прошлогодние. Они простоят еще год, проявляя свои чудесные свойства.

    Сколько веточек вербы нужно ставить дома?

    • Поскольку вербные веточки — символическое напоминание о встрече со Спасителем, то не существует однозначного ответа на вопрос, сколько же веточек вербы нужно брать с собой на богослужение.
    • Верующие сами выбирают для себя количество веточек
      берут непарное количество веток, берут столько веточек, сколько домочадцев в семье.

    Как освятить вербу в домашних условиях?

    Если у вас не получилось посетить храм в Вербное Воскресенье или не было возможности попросить кого-то из знакомых принести вам освященные вербовые веточки после службы, то освятите их самостоятельно. Для этого используется святая вода.

    • Осыпавшиеся вербные «котики» с освященных букетов следует собирать и складывать там, где стоят остальные вербовые веточки.
    • И только перед наступлением праздника Вербного Воскресенья веточки и опавшие бутоны можно сжечь, чтобы их место заняла свежая распустившаяся верба.

    Можно ли сажать освященную вербу на участке?

    Проросшие вербовые веточки, которые долго стояли в вазочке с водой, можно посадить в землю, но только не во дворе (лучше высаживать у реки или в лесу, ведь считается, что посадивший вербу человек умрет, как только из ветки можно будет сделать лопату).

    Видео: Верба/Освещать или не освещать/Куда деть старую вербу/Вербное воскресение

    Зачем православные верующие спешат в этот день в храм с пучками пушистых верб, рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

    – Отче, какова история праздника Входа Господня в Иерусалим?

    – Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим по-особому переживается в нашей душе, наполняя ее чувством великого благоговения и трепета. Невозможно говорить о нем без всецелого внутреннего сердечного переживания, ведь это праздник особой скорби, особой радости, надежды и утешения! Он является великим уроком от Великого Учителя.

    Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского (ок. 340 г.) и Епифания Кипрского (конец III – начало IV в.), а его изображения находят на саркофагах IV века.

    Как говорит нам евангельское чтение в день праздника: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним… Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!..» (Ин 12:1–18). Символичны эти библейские стихи. Каждый раз таинственно участвуя в этом великом празднике, а не просто вспоминая события, которые совершились две тысячи лет назад, вновь и вновь до глубины души проникаешься любовью к нам, грешным, которая движет Господа на вольную страсть. Когда Спаситель приблизился к Иерусалиму и перед Его взором открылась вся панорама города, Он приостановил шествие и заплакал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42–44). Какая скорбь в этих словах! Вокруг Христа радость и ликование народа, даже грудных детей, но что в душе Его? Страдает сердце Всеведущего Спасителя от того, что не поняли его миссии, не приняли Его Царства, не ответили на Его любовь. Ложная радость иудейского народа, встречающих Спасителя как земного Царя и Избавителя от Римского ига, уже совсем скоро обернется совсем иным «ликованием»: «Распни Его!» По земным меркам момент входа Господня в Иерусалим – это вершина успеха Спасителя. Уже совсем скоро эта вершина начнет стремительно падать вниз, достигая Страстной седмицы, Голгофы. Как ведет Себя Спаситель на этой вершине? Казалось бы, нужно въехать в город, как и подобает царю: на белом коне. Но Господь въезжает кротко и смиренно на осле (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны), давая урок всем нам: как нужно себя вести на вершине нашего карьерного роста, ведь с тех давних времен два понятия, постоянно соседствуя, сопутствуют нам, вопия: «Осанна в вышних Богу!» и «Распни Его!» Очень важно, дабы не ошиблось наше сердце…

    – Как праздновать Вербное воскресенье и зачем освящать веточки вербы?

    – Как и все праздники, а особенно великие двунадесятые, мы празднуем и проводим с Господом в Его Доме – храме. Прочувствовать максимальную благодать и радость, участие можно, приобщившись Святых Христовых Таин и соединившись со Христом теснейшим образом.

    Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем ваия, т. е. вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно, по слову Божественного Писания, проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все скованное морозом оживет и покроется листьями, украсится цветами.

    Согласно церковному Уставу, благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Но у нас с давних пор есть обычай окроплять ваии святой водой (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 550).

    – Освященную вербу нужно хранить весь год?

    – Существует такая благочестивая традиция хранить освященную веточку в течение года (до следующего освящения) дома в святом углу в знак воспоминания событий Входа Господня в Иерусалим. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда угодно ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в текущую реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, кладем в вазочку с водой и потом высаживаем.

    – Нужно ли печь специальные хлебцы с почками освященной вербы?

    – Такое действие из области народной традиции и является суеверием, имеющим языческие корни. Например, на Руси существовал на Вербное воскресенье обычай печь особые хлебцы по количеству членов семьи, в один из которых клали монету. Кому доставался этот хлебец, тот, по поверью, должен быть счастливым и удачливым целый год. Думаю, для верующего человека комментарии излишни. К сожалению, таких суеверий тьма, люди кушают вербу, бьют ею друг друга и т. д., но не знают сути самого праздника. Очень часто идут в храм не ради Христа, а ради вербы. Все это пережитки безбожного прошлого.

    Напомним еще раз для таковых: верба не имеет никакого духовно-целительного свойства, не является оберегом! Это символ воскресения и напоминание о празднике!

    – Что разрешается есть за трапезой в этот день?

    – Церковный Устав нам говорит: «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).

    – Как-то надо по-особому украшать свой дом в этот праздник?

    – Никаких церковных постановлений и указаний по этому поводу не существует.

    Архимандрит Спиридон (Ходанич)
    Беседовала Наталья Горошкова
    Православная Жизнь

    Просмотрено (491) раз